Каталог статей, советов, пресс-релизов и предложений. Размещение статей, пресс релизов.

Маркетри. История возникновения, технология изготовления.

Термин маркетри, пришел к нам из Франции, а во Францию попал из Голландии. Голландия начала XVII века была одной из держав претендовавших на мировое господство. Она вела колониальные войны во многих частях света, обладала мощнейшим торговым и военным флотом, а потому обязана была сверкать великолепием и роскошью. МаркетриВ результате востребованность в производстве изысканных дорогих и элегантных вещей способствовала развитию ремесел и тонкой художественной отделке в архитектуре, мебели, оружии. Голландские каравеллы и галеоны, бороздившие на то время все океаны, начали привозить древесину экзотических пород, а уж местные умельцы - мастера мебельных дел знали свое дело и рассмотрев богатство фактуры и цвета заморской древесины, уже делали специальные заказы на "красное дерево". Французский королевский двор имея природное пристрастие к роскоши и к мировому господству также был впечатлен роскошью отделки голландских мастеров и с размахом перенес это ремесло на французскую благодатную почву.
Но это уже можно назвать современной историей, по сравнению с тем на какие глубины прошедших веков могут заглянуть археологи. Благодаря раскопкам удалось обнаружить, что техника инкрустирования мебели бронзой, золотом, слоновой костью и цветным стеклом была широко распространена в таких колоссах былой эпохи как Ассирия и Вавилон. О расцвете этого искусства рассказывают поэты древности: Павсаний, Аристофан и Еврипид, а легендарный Гомер в "Одиссее" подробно описывает процесс изготовления деревянной мебели: ложа (кровати), стола и дверей из маслины, богато инкрустированных золотом, серебром и слоновой костью.
Главное декоративное достоинство маркетри состояло в том, что, несмотря на определенные, свойственные дереву ограничения в цветовой гамме, мастерам удавалось создавать богатейшие по колориту композиции, которые в тонкости нюансировок могли соперничать с живописными произведениями. Это стало возможно благодаря усовершенствованию инструментария и расширению диапазона применяемых пород древесины за счет освоения флоры стран Востока, Африки и Америки.
Существует две принципиальные разновидности шпона: строганый и лущеный. Лущение массива дерева позволяет делать шпон из корней дерева и благодаря внедрению данной техники были получены материалы для фанеровки, ранее не известные мебельным мастерам. Если разрезать корень дерева, то мы увидим яркий фактурный фрагмент, но проблема в том, что массива корней, в пригодном для производства мебели виде, не бывает, а шпона из небольшого куска корня редкого дерева можно получить достаточное количество для облицовки фасадов комплекта мебели. С тех пор как был изобретен лущильный станок и был распущен первый корень, явив собой богатство и кучерявость фактуры и цвета получившегося материала, с тех самых пор и загорелись глаза у первого мастера краснодеревщика, и зачесалась шершавая ладонь на левой, обильно покрытой волосяным покровом руке в предвкушении хорошего барыша. И не ошибся мастер, и чутье его правильно сработало, и все у него сложилось хорошо. Кстати, глаза у краснодеревщиков горят до сих пор.
А чтобы еще более разнообразить живописный эффект и достичь наибольшей контрастности и реалистичности изображений, мастера применяли множество специфических приемов: протравливание солями металлов, гравировку, объемный поджиг и подкрашивание отдельных деталей, в некоторых случаях эти техники и их комбинации позволяли экономить дорогой шпон корня экзотической породы.
Наиболее типичными мотивами декора мебели были геометрические рисунки, цветочные и растительные узоры, архитектурные пейзажи, изображения трофеев или музыкальных инструментов, а также жанровые сценки. Появление геометрических узоров связывают с именем французского мастера XVII века Жана Масе. Помимо мебели он изготавливал паркетные полы. Один из таких полов (parquet marquetry), украсивший Palais-Royal и поразивший весь Париж, был заказан королевой Анной Австрийской. С тех пор термин "паркетри" (parquetry) ассоциируется с декором полов, а для мебельного декора оставлен термин "маркетри" (marquetry). Предполагается, что в то же время широкое внедрение в отделку французской мебели цветочных мотивов, связано с деятельностью знаменитого краснодеревщика Пьера Голля, работавшего при короле Людовике XIV на фабрике Гобеленов.
Своего рассвета искусство маркетри достигло в Европе в эпоху Возрождения. В начале XVI в. техника маркетри распространяется в Германии, Голландии и Франции. Впервые стали появляться изобразительные мотивы - виды улиц, площадей, изредка с человеческими фигурами, композиционно расположенными в продуманном перспективном изображении. Цветочные вазы, книги, музыкальные инструменты, выполненные в наборном дереве, были единственным примером натюрморта в итальянском искусстве того времени. Постепенно темы расширялись, от историко-религиозных, до различных сюжетов из области повседневной жизни. В 1478 году во Флоренции существовали 84 мастерские интарсиаторов, в которых работали крупнейшие мастера.
Во Франции, декор выполненный в технике маркетри, широко применяли для украшения интерьеров, а это стеновые панели, деревянные лестницы и колонны, входные и межкомнатные двери. А также, естественно, для инкрустации мебели. Славу лучших мастеров заслуженно поддержали Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Ризенер.МаркетриОни использовали экзотические породы дерева в разработке панно, в виде пейзажей, букетов цветов, аллегорических изображений. В свое время эскизы для мебели делали великие Сандро Боттичелли и Филиппо Липпи, а имена Андре Шарля Буля и Давида Рентгена в свое время были известны как имена лучших мебельных мастеров Европы, удостоившихся чести работать по заказу королевских особ. Андре Шарль Буль(французский мебельщик-краснодеревщик, придворный мастер Людовика XIV) являлся одним из известнейших мебельщиков того времени, который использовал в своих работах элементы в стиле маркетри, применив наряду с разными по тону и текстуре породами дерева также медь, бронзу, олово, слоновую кость, панцирь черепахи, перламутр. Мебель Буля покрывалась сплошным декоративным узором, в котором сочетались золоченая бронза, медь, латунь, цинк, свинец, олово, серебро с темными пластинками черепахового панциря. Чтобы обогатить плоскость, Буль оставлял под полупрозрачными черепаховыми пластинками красный фон, металлические элементы покрывал тончайшей гравировкой. Инкрустации Буля, созданные по его же рисункам, отличаются неистощимой фантазией растительных композиций. Конечно, он не был первым французом, который занялся восхитительным искусством маркетри, при этом он даже не стал изобретателем специфического типа инкрустации, которая неразрывно связана с его именем - стиль Буль, но никто до него и мало кто после него использовал искусство маркетри настолько профессионально и изысканно. Этот вид инкрустации впоследствии применяли другие мастера для декора деревянных изделий. Такими наборами, например, украшены двери зала Леонардо да Винчи в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
А в Германии в конце XVIII в. безукоризненной техникой маркетри прославился Давид Рентген. Выполненные в соавторстве с Михаилом Руме, его панно хранятся в Вене, в Музее художественных ремесел, в музеях Санкт-Петербурга, во дворцах Гатчины, Павловска, Пушкина.
В другие страны, в том числе и Россию, техника маркетри пришла в более поздний период, в XVIII веке. Первые опытные работы относятся к петровскому времени, когда начали появляться наборные паркеты, так называемые - паркетри (parquetry). В это время стиль маркетри обогащается новыми техниками, начинает применяться травление и прокраска дерева, работы дополняются обжигом и гравировкой, что в значительной мере расширило изобразительные возможности. Знаменитые мастера стиля начали выполнять нe только рисунки орнаментального типа, но и пейзажи, сюжетные композиции, чем обогатили коллекции шедевров.
В наше постиндустриальное время старинный стиль маркетри оживает, пускает здоровые ростки и я думаю, мы станем свидетелями его нового расцвета на наших необъятных просторах в современных дворцах и усадьбах, потому как "красиво жить не запретишь". Например в Европе данная техника и традиция инкрустирования фасадов мебели, стеновых панелей и столешниц не прерывалась на столь долгий период, как у нас и относится к одной из составляющих, для создания классического интерьера, а как известно, классика всегда в моде.
В Европе данная традиция никуда не исчезала и хотел написать благополучно дожила до наших дней, да не получилось, не так все просто. За последние пол-столетия техника маркетри подверглась "глобализации, индустриализации, автоматизации" и в Европе под этим давлением из неё был выхолощен живой дух, человек максимально отодвинут от процесса и всем теперь заправляют машины: лазеры, автоматы, роботы.
На Украине же, при нашей технической отсталости, я полагаю еще лет пять можно будет заказывать чудесные вещи с инкрустацией в технике маркетри в ручном исполнении. Отделку фасадов мебели, стеновых и потолочных панелей наши киевские краснодеревщики начали осваивать с середины 90-х. Конечно этот столетний пробел с ходу не заполнишь технологиями и роботами. Поэтому многие работы выполняются по старинке, вручную, художниками маркетристами, а чаще маркетристками, так как в основном это художницы. И я думаю это правильно и где-то даже к лучшему. На международных выставках производителей мебели с нашим участием, невозможно отогнать от стенда итальянцев и французов, которые по три раза приходят посмотреть на настоящее маркетри.
Отдельное слово о декоративных панно в технике маркетри - картинах из дерева. Данное направление позволило открыть несколько талантливых самобытных художников. При работе по проработанным дизайнерами эскизам свой почерк не приветствуется, а здесь мы наоборот поощряли авторский почерк: и в сюжете, и в исполнении. Именно такой подход позволил выявить и некоторые декоративные особенности восприятия цельных картин, и сюжетных линий на больших плоскостях и на объёмных предметах.
Имея многовековую историю маркетри успешно развивается и сегодня. Издавна пользуясь особым уважением среди мастеров-краснодеревщиков, искусство составления мозаики из различных пород дерева и изготовление мебели с такими мозаичными наборами в наше время обрело вторую жизнь и вновь на гребне популярности. Киевская школа маркетри начала ХХI века, унаследовав лучшие традиции и приемы мастеров прошлого, сегодня явила миру целую плеяду талантливых художников: Карпенко А., Костюк С., Дмитренко В., Онипченко Ю., Коломиец Л., Савченко Ю., Мищан Е. Изюминкой же киевской школы маркетри является художественный подход к составлению рисунка, который создается не в графике, а в живописной манере и далее, для его воплощения начинается так называемая "игра на нюансе" или на переходе тона дерева от темного к светлому.
Хочу обратить внимание на работы мастера "резца и рубанка" Сергея Костюка - его особая манера живописи перенесенная на дерево, философская глубина сюжетов часто поражает воображение. Но фишкой данной техники есть комбинация техники объемной художественной резьбы с техникой маркетри в одном изделии. Это открывает новую грань декоративно прикладного искусства, рабочее название данного стиля "Небесні Коники". Увидеть эти прекрасные панно можно в нашей картинной галерее.




Строительство и Ремонт
27-03-2009
Мозаика - это отделочный материал, который представляет собой небольшие плитки. Они могут..

Прочее
24-10-2009
Декорирование бутылок. Шелкотрафаретная печать на стеклоизделиях на данный момент времени..

Предметы потребления
12-04-2009
Немного о военном стиле в одежде. Самые распространённые вещи, перешедшие из армии так сказать..

Мебель
15-10-2011
Идеальная мебель для жизни и работы – в интернет-магазине «ВозьмиМебель.ру» Она – неотъемлемый..

Проект ghoul.ru
e-mail:
главнаядобавить статьюдобавить пресс-релиз Rambler's Top100