1. То светило солнце, то шел дождь.
Союз: то...то - разделительный.
Грам. осн: солнце, дождь (что?)- подлеж., выражены сущ.; светило, шел (что делал?)- сказ., выражены глаг.
2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли, то блестели на солнце травянистые поляны.
Союз: то...то - разделит.
Основы: лес, заросли, поляны- подлеж., выражены сущ.; расстилался, тянулись, блестели- сказ., выражены глаг.
3. Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку.
Союз: то...то - разделит.; и - соединительный.
Осн: разговор, волна- подлеж., выражены сущ.; смолкал, возобновлялся- однор. сказ.; перебирала- сказ., выражено глаг.
4. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
Союз: да (=и) - соединит.
Осн: слова, волнение- подлеж., выражены сущ.; складывались, мешало- сказ., выражены глаг.
5. Я гашу лампу, и ночь начинает медленно светлеть.
Союз: и - соединит.
Осн: я- подлеж., выражено местоим.; ночь- подлеж., выражено сущ.; гашу, начинает, светлеть- сказ.
Схема: [–=], и [–=]
Характеристика: повествоват., невосклиц., двусост., распростр., сложное, ССП
6. Окна начинались от самого пола, а рамы были широки и круглы и состояли из мелких стекол.
Союз: а - противительный; и - соединит.
Осн: окна, рамы- подлеж., выражены сущ.; начинались, были, состояли- сказ., выражены глаг.
Схема: [–=], а [–(=) и (=)] скобки- круги, в которых однор. сказ.
Характеристика: повествоват., невосклиц., двусост., распростр., сложное, осложнено однор. сказуем., ССП
Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой человеческой речи. Однако в распоряжении как пишущего, так и читающего есть не только слова, но и знаки препинания. Они более полно и точно выразить смысл письменной речи. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Известно, что без знаков препинания письменная речь не имеет смысла. Паустовский говорил: "Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание". Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Это (контрольная работа на дом а правил в учебнике нет) ( и можно обьяснить почему именно этот вариант ответа там правило и т.п.) 1.какое утверждение является неверным? а) страдательные причастия настоящего и времени имеют полную и краткую форму . б) причастие изменяется по лицам и числам . в) синтаксическая роль кратких и полных страдательных причастий различна. г) выбор гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола , от которого образовано это причастие . 2. укажите суффикс страдательного причастия времени . а) –ющ- б) –им- в) –т- г) –ящ- 3. в каком слове на месте пропуска пишется буква е ? а) дремлющ…м стариком б) бурливш…м потоком в) перед дымящ…мся костром г) о трепещущ…й осине 4. в каком слове на месте пропуска пишется буква ю а) гон…щий зайца б) стел…щийся туман в) хвал…щийся успехами г) хал…щие пчёлы 5. в каком предложении нет ошибки в употреблении причастия ? а) поднимаемые волны заставили нас вернуться. б) голова его была покрыта седеющими волосами. в) охотник увидел неоперившегося птенца. г) мы смотрели на раскачивающую ветром лодку.