В. Между частями БСП ставится тире, если второе предложение указывает на
причину того, о чём говорится в первом.(ставится двоеточие)
2. .
Ночью ударил первый морозец с ветерком - всё вокруг побелело.
Ночью ударил первый морозец с ветерком, поэтому после тёплого лета и дождливой
осени он казался с непривычки крепким.
Ночью ударил первый морозец с ветерком, и всё вокруг побелело.
3.Допишите, образуя сложные бессоюзные предложения.
А. Мы хорошо отдохнули - пора убирать за собой…(вывод или результат)
Б. Я взглянул на небо - нужно работать…(следствие)
В. Здесь нельзя проехать: вырыта канава…(причина)
4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Было решено отправиться пораньше: мы встали чуть свет.
Б. Я подошёл к окну и увидел:ночью снег запорошил весь сад.
5.
Юноша говорил мало, больше молчал
Юноша мало говорил, народ его не слушал.
Юноша мало говорил, девушка рассеянно смотрела на него; не улавливая смысла сказанного
6. Какова роль тире в предложении: Ребята – их было четверо –
держались в стороне.
Г. выделяет вводное предложение
7.Укажите, почему стоит тире в БСП: Пробовал бежать – ноги от страха не
двигались.
А. Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
9. Расставьте знаки препинания в предложении: Когда мы произносим какое-
либо слово, то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете, так, например,
произнося слово огонь, мы представляем себе эту стихию со всеми её
признаками: светом, жгучестью и горением.
10. Прочитайте предложения (знаки препинания не расставлены) и заполните их номерами таблицу.
1.Не спится няня: здесь так душно.(бсп)
2. Поля и луг, обращённые туманом и росою в бесконечные озёра, мало-помалу
исчезали во мгле ночи; звёзды острым своим блеском отражались в реке. - бсп
3. Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. - спп
4. Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак, и от них пахло
весной. - ссп
5. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей. - пп
Виды предложений Номер предложения
Простые - 5
Сложносочинённые - 4
Сложноподчинённые - 3
Сложные бессоюзные - 1,2
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Среди предложений 46–53 46–53 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.напишите номер этого предложения. (46)никто из нас не замечает того, что творится в это время на земле и что происходит с юлькой. (47)она сперва, как все мы, хлопает и кричит «ура», а потом вдруг сползает со скамьи и идёт! (48)юлька рванулась и идёт своими неокрепшими ногами. (49)ногами, которые вчера ещё не ходили, юлька, которая, по словам всех врачей, никогда не смогла бы встать, идёт за воздушным шаром, за древницким. (50)юлька идёт, ведомая своим чувством чуда! (51)она качается, словно травинка, и делает всего несколько неверных шагов. (52)первой замечает это мама. (53)она бросается к юльке как раз вовремя, чтобы подхватить её, иначе юлька грохнулась
2. Солнце медленно поднялось из горизонта и небо просветлело.
3. Наступила весна и птички звонко чирикают под моим окном.
1. Парень зашел в гостиную, которая была тесно обустроена мебелью.
2. Флаг страны гордо развевался высоко в небе, а именно на крыше школы.
3. Я была благодарна ему за то, что он поддержал меня в трудную минуту.
1. Я поглядел кругом: торжественно и царственно сияла ночь.
2. Придешь поздно — никого не будет дома.
3. Меня угнетает сомнение: может быть, и в самом деле, стоило подождать до вечера.