1. Ударные личные окончания пишутся в соответствии с произношением, например: 1) везёшь, везут; поёт, поют; бережёт; печём (I спряжение); 2) летит, летят; молчит, молчат (II спряжение).
Написание глаголов с безударными личными окончаниями определяется по спряжению.
Ко II спряжению относятся:
а) глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить (строить, строиться, носить, носиться)-,
б) 11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, а также производные от них (выгнать, задержаться, увидеться и тОстальные глаголы с безударными окончаниями — I спряжения, например: колоть — колют, бороться — борются, рыть — роют, веять — веют и т. д.
Исключения: глаголы брить и зиждиться относятся к I спряжению бреешь, бреют; зиждется, зиждутся.
Примечания: 1. О том, как писать окончания глаголов с приставкой вы-, надо судить по бесприставочному глаголу, например: выспишься — спишь, выльешь — льёшь и т. п.
2. Наряду с формой стлать (постлать, разостлать и т. п.) имеется разговорная форма стелить (постелить, расстелить и т. п.). Личные окончания употребляются только от формы стлать, т. е. от формы I спряжения: стелешь (постелешь, расстелешь, постелешься), стелет (постелет, расстелет, постелется), стелют (постелют, расстелют, постелются).
2. Буква ь пишется:
а) в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, например: Товарищ хочет (что делать?) учиться (сравните: Товарищ (что делает?) учится в институте). Ему надо (что сделать?) заняться математикой (ср.: Он (что сделает?) займётся математикой);
б) в окончаниях 2-го лица единственного числа, например: учишь, учишься;
в) в повелительном наклонении после согласных, например: брось, бросься, бросьте, бросьтесь; отрежь, отрежьте. (Форма повелительного наклонения от глагола лечь — ляг, лягте.)
3. Следует различать формы 2-го лица множественного числа глаголов I спряжения изъявительного и повелительного наклонений: в изъявительном наклонении пишется -ете, в повелительном - -ите, например: 1) Когда выйдете на дежурство, проверьте журнал посещаемости (выйдете — изъявительное наклонение). — Выйдите завтра на дежурство (выйдите — повелительное наклонение).
Примечание. В глаголах II спряжения во 2-м лице множественного числа пишется -ите и в повелительном, и в изъявительном наклонении, например: Посмотрите новый кинофильм. — Когда вы его посмотрите?
4. В основах глаголов времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме, например: слышал (слышать), видел (видеть), клеил (клеить), сеял (сеять).
5. В неопределённой форме и форме времени глагола пишется суффикс -ова- (ева), если глагол в 1-м лице настоящего вдемени оканчивается на -ую - -юю, например: проповедовать (проповедую), беседовать (беседую), ночевать (ночую), горевать (горюю). Если же в форме 1-го лица единственного числа глагол оканчивается на -ываю - -иваю, то в неопределённой форме и форме времени пишутся суффиксы -ыва- - -ива-, например: докладывать (докладываю), учитывать (учитываю), рассматривать (рассматриваю), настаивать (настаиваю).
Примечание. Глаголы с суффиксами -ова- - -ева-, -ыва- - -ива- надо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, например: запевать, наливать, подавать. Перед суффиксом -ва- пишется та гласная, которая есть в корне глагола (т. е. без суффикса -ва-): запеть, налить, подать. Но: затмевать (хотя затмить), застревать (хотя застрять), разевать (хотя разинуть). п.).
Много, но умно
На золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада. Можно заметить, что один цветок выбивается из общей композиции. Он имеет яркий насыщенный золотистый цвет с красными вкраплениями в серединке бутона. Именно этот цветок делает образ натюрморта завершенным. Также внимание зрителя невольно привлекает вода в вазе: прозрачная и чистая. Она как – будто отражает солнечный свет и делает картину более легкой и теплой.
Не уводя внимания от букета, на столе находятся фрукты и ягоды. Среди них нет диковинных плодов. Обычные яблоки и виноград становятся необыкновенными под кистью живописца! В центре полотна виднеется кисть красной смородины, ее побег немного свисает с поверхности. Усики винограда продолжают тянуться вверх, Они напоминают роспись художника на холсте.
Невольно возникает вопрос: «Где же птица?». Впервые посмотрев на картину, я не увидела ее. Только через некоторое время, когда глаза привыкли к яркости натюрморта, я заметила птицу, парящую в воздухе, и готовую в любую минуту присесть на лежащее под ней яблоко. Она сливается с цветами и зеленой листвой. И лишь насыщенный синий окрас ее грудки и головы зрителю увидеть столь прекрасное создание.
Птица, бабочки, цветы, фрукты – художник смог увидеть и показать единство между ними. Картина наполнена невероятной гармонией, красотой и жизнью.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Объясните правописание глаголов. 1) Помашите нам из окна! Вы помашете нам? 2) Выйдите к дороге! Когда выйдете, посмотрите по сторонам. 3) Вы пишете редко, пишите чаще
Вы что сделайте? помашИте вы что сделаете? помашЕте
Объяснение:
Задавай вопрос к глагол и всё поймёшь