софиевский собор был заложен в 1037 году князем ярославом мудрым. по преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. только в 1049 году киевский митрополит феопемпт освятил величественное сооружение. софия киевская стала главным храмом страны - здесь ярослав основал первую на руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. в те времена киевская русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в европе - имела широкие торговые и дипломатические связи с государствами запада и востока, а многие короли европы почитали за честь породниться с великим князем киевским.
во xi-xiii веках собор неоднократно разорялся - половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате киева в 1240 году татаро-монголами под предводительством хана батыя. храм был разрушен, но все же не уничтожен - войска батыя "пощадили его дивную красоту".
угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в xx столетии. в начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении софии, лишь вмешательство франции, которая помнила о том, что королева анна (жена генриха i) была дочерью основателя храма ярослава мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию. коммунисты побоялись международного скандала - так появился основанный в 1934 году софийский музей-заповедник, здесь были начаты научно-исследовательские и реставрационные работы.
мозаики и фрески софийского собора были созданы в середине xi века специально приглашенными яросалвом мудрым из константинополая византийскими мастерами. христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграммотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны, неумевших в общей массе ни читать ни писать. на стенах храма изображены сцены из жизни христа и богородицы, ее родителей иоакима и анны, апостолов петра и павла, георгия победоносца, покровителя киева - архистратига михаила и многих православных святых.
софия неоднократно горела, перестраивалась, в xiii веке пострадала от нашествия орд хана батыя, в xv-xvi веках стояла вобще без крыши - все это пагубным образом сказалось на фресках. до наших дней из 5000 м? фресок созданных в xi веке уцелело чуть более двух тысяч. в конце xvii века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки с масляной живописью, и открылась стенопись xi века. однако расчистка стен велась непрофесионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.
мозаики первоночально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них , отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозайкам собора особоую выразительность.
мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола - шедевр искусства. центром этой прекрасной композиции вот уже много столетий является мозаичная икона богоматери, известная под именем «нерушимая стена». многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «нерушимая стена», стоять и киеву. .
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение на тему "бацькоу" на языке
бацька не прыехаў яшчэ з палявання, і прадслава адзінока сядзела ў сваёй прасторнай, па-візантыйску абстаўленай свят-ліцы. яна сама абставіла яе так.
бацька ні ў чым ёй не пярэчыў — яму гэтая рас-коша, тонкі густ дачкі, якую ён паважаў, як раўню. нездарма ідзе па полацку слава пра яе. вялікім розумам і прыгажосцю i надзяліў яе бог. не было ў георгія і няма цяпер нікога больш i блізкага за прадславу.
старэйшая дачка ведала гэта, але не карысталася сваёй ула- i дай у доме. наадварот, усяляк выказвала сваю пакору бацьку. i вось і ўчора, калі папрасілі яе ў вялікую залу, дзе чакалі сва-1 ты, яна перш-наперш падышла да яго, нізка схілілася ў пакло-1 не. потым падышла да сватоў, што прыехалі ад тураўскага i гснязя рагвалода. двое — князі. астатнія ж, відаць, баяры. га-1 варылі з пыхаю, але ёй чамусьці не хацелася слухаць — як жа, i прыехалі купцы! а яна — тавар. добра хоць, што бацька дае 1 ёй поўную свабоду. таму, па звычаі абнёсшы гасцей чарамі з ві-| ном, яна, хаваючы ўсмешку, паставіла сваю чару, нават не паднёсшы яе да вуснаў, і з цікаўнасцю глянула на гасцей. яны пакрыўджана заміргалі, але сцярпелі адмову і пакланіліся на развітанне спакойна і ветліва.
князь георгій нічога не сказаў ёй. думаў, напэўна, што для яе і лепшыя жаніхі знойдуцца.
яна заўсёды была раўнадушная да лісліва-бойкіх гаворак i сватоў, да тых, хто хацеў з ёй звязаць сваё жыццё. не ў сямей-1 ным шчасці ўяўляўся лёс. яе павінна было чакаць наперадзе i нешта асаблівае, вялікае. i таму хітрыкі сватоў здаваліся паст-1 кай, у якую хочуць яе завабіць. яна адчула, што не можа жыць i так, як ёй хочацца.
«мне хацелася калісьці стаць бессмяротнай. хацелася вялі-кіх спраў, подзвігаў, — думала яна, стоячы на каленях. — я рыхтавала сябе з маладых гадоў да служэння вышэйшаму, што ёсць на зямлі, — богу. гэта тое, дзеля чаго я жыву. i калі мне цяпер цяжка — значыць, сапраўды нялёгка развітвацца са спакусамі жыцця. але інакш я ніколі не змагу ўзнесціся духам над шэрай будзённасцю зямных спраў. тым вышэй будзе маё адрачэнне ад зямнога. так, толькі »
а інакш нельга ў гэтым злым, несправядлівым свеце. вось бацька — як яму хочацца пры яе дапамозе дабіцца нечага свай-го! збавіць яе ў болын-менш прыстойныя рукі. а не захоча сама — прымусяць. гордая рагнеда не захацела аднойчы ра-зуць свайго нарачонага — прымусілі. i яе змогуць.
прадслава ўстала, доўгім позіркам абвяла ваколіцу. злева пачыналіся крывыя полацкія вуліцы. справа, ля самага бера-га, вілася вузкая сцяжынка. калі ісці па ёй гадзіны са дзве — можна было як найкарацей прыйсці да праабражэнскага мана-стыра. прадслава часта хадзіла туды і любіла прапахлыя лада-нам келлі , строгую ўдумлівую цішыню і нейкую асаблівую мудрасць гэтага манастыра. вось там яна можа знайсці спакой, павучыцца цішыніі развазе. там яна зможа стаць незалежнай, і ніякія зямныя турботы не змогуць крануць яе душу.
янарашуча пачала спускаццаз высокага
вострае лязо каля шыі. нізка, ля самых каленяў ігуменні — схіленая галава. а зверху голас — затоена-радасны:
— пастрыгаем цябе, сястра, пад іменем ефрасі