Вповести “первый учитель” ч. айтматов ставит перед собой большую: создать могучий реалистический образ коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением. грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым прошлого нашей страны. ч. айтматов создал живую легенду об одном из таких людей — о первом учителе из аила куркуреу дюйшене таштанбекове. этот образ реален. поймет ли современный образованный человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать дюйшену. эта повесть укладывается всего в двух печатных листах, а какой накал страстей, какие социальные и психологические проблемы и сложный авторский замысел. куркуреу — аил небольшой. после революции большинство населения киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аилах. для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. возможно, дехкане куркуреу совсем бы выгнали дюйшена, не будь у него официальной бумаги. ибо, в сущности, кто для них такой дюйшен? сын бедняка. но бумага с печатью останавливает людей. “в ней вся сила”,— говорят аильчане. дюйшен страстно берется за дело. чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу алтынай. как трудно было им заложить знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя — строители культуры, нашего будущего. подвиг дюйшена не только в том, что он пробуждает в аильских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население куркуреу. вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь самый прямолинейный противник просвещения сатымкуль: “что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали”. это значит, дюйшен научил отсталый аил думать и чувствовать по-новому, видеть будущее. в повести создан образ несгибаемого коммуниста, становящегося примером для молодежи. алтынай и толгонай, танабай из “прощай, гульсары! ” — это поколение, выросшее под прямым влиянием дюйшена. оно призвано стать прочным мостом для перехода страны от мрачного прошлого к энергичному будущему. герои мечтают о будущем, и тут вдруг трагедия войны. на страницах повести трагическое дыхание коснулось не только тех, кто сражался на фронтах, но и кто был далеко в тылу, в киргизских степях и городах. шла война, а дети войны, минуя отрочество, сразу становились взрослыми мужчинами, так как они наследники дюйшена. художественное и воспитательное значение творчества чингиза айтматова непреходяще, так как в нем органически связаны думы о родине, разных поколениях, о непрерывающейся связи времен.
самир1078
12.03.2020
1. з васільковыми вачыма - словазлучэнне. 2. галоўнае слова - вачыма (выражана назоўнікам), залежнае слова - васільковымі (выражана прыметнікам. 3. значэнне - прадмет і яго прымета.4. спосаб сувязі - дапасаванне. 1. падае зверху - словазлучэнне. 2. галоўнае слова - падае (выражана дзеясловам), залежнае слова - зверху (выражана прыслоўем). 3. значэнне - дзеянне і яго прымета. 4. спосаб сувязі - прымыканне.1. абдымае зямлю - словазлучэнне. 2. галоўнае слова - абдымае (выражана дзеясловам), залежнае слова - зямлю (выражана назоўнікам). 3. значэнне - дзеянне і прадмет, на які яно накіравана. 4. спосаб сувязі - кіраванне.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
План апавядання "незагойная рана" надо sos sos sos sos
старуха-тэкля
чаканне вестачкі ад сына
недачаканне сына