1. Адзначце складаназалежныя сказы.
а) Хiлiцца к вечару дзень, і даўжэйшымі робяцца цені.
Для определения, является ли предложение складанозависимым, мы должны посмотреть, содержит ли оно две или более главных частей, которые объединены союзом. В данном предложении есть две главные части: "Хiлiцца к вечару дзень" и "даўжэйшымі робяцца цені". Обе части связаны союзом "і", что делает это предложение складанозависимым.
б) Прыветна вокны пазіраюць, бы вас у госці запрашаюць.
В данном предложении также есть две главные части: "Прыветна вокны пазіраюць" и "бы вас у госці запрашаюць". Обе части связаны союзом "бы", что делает это предложение складанозависимым.
в) У лесе стала так цёмна, што за крок нельга было разгле-
Дзець дарогі.
В данном предложении есть одна главная часть: "У лесе стала так цёмна". Последняя фраза "Дзець дарогі" не является главной частью и не является полным предложением, поскольку она лишена глагола. Поэтому это предложение не является складанозависимым.
г) Як толькі канчалася работа ў школах, настаўнік з'язджаліся на лета да бацькоў.
В данном предложении есть две главные части: "Як толькі канчалася работа ў школах" и "настаўнік з'язджаліся на лета да бацькоў". Обе части связаны союзом "настаўнік з'язджаліся на лета да бацькоў", что делает это предложение складанозависимым.
Таким образом, складанозависимыми предложениями являются предложения а) и б), а предложения в) и г) - не являются складанозависимыми.
ekattatarenko
19.04.2020
Дорогой школьник,
Нашей задачей сейчас будет проанализировать стихотворение Цётки "Мора" с помощью алгоритма анализа поэтического текста, представленного на страницах 133-134. Мы обратим внимание на использование синтаксических средств выразительности в данном стихотворении.
Прежде всего, давайте рассмотрим сам текст стихотворения:
Мора, мора - дыжча й навіжаньня мае,
Апошні з гонаром, вітрам ідучы.
Хмаркай, сумна мора у смутку рускае,
Стагнай, сіня мора ў судзе смутным луцы.
Первый шаг в анализе стихотворения - выделение основных образов и идей. В данном случае, основными образами являются "мора" и "стагнань".
Второй шаг - выявление основной мысли или центральной идеи стихотворения. Здесь автор говорит о мощи и власти морской стихии, о ее непредсказуемости и всепоглощающей силе.
Третий шаг - анализ лексических средств выразительности. В стихотворении используются такие слова, как "дыжча", "навіжаньня", "ах", "гонаром". Они помогают передать эмоциональную напряженность и живость описываемой ситуации.
Четвертый шаг - анализ фонетических средств выразительности. Здесь мы можем обратить внимание на частое использование звука "р" в словах "мора", "рускае", "смутку", "рассяванай", что создает эффект гармонии и мягкости в звучании стихотворения.
Пятый шаг - анализ структуры и композиции стихотворения. В данном случае, стихотворение состоит из двух четверостиший. Такая композиция помогает сосредоточить внимание на каждой идее по отдельности.
И, наконец, шестой шаг - анализ синтаксических средств выразительности. Здесь мы можем обратить внимание на использование повторений ("мора, мора"), они помогают усилить впечатление от описываемого образа. Также стоит отметить использование инверсий ("Апошні з гонаром", "хмаркай, сумна мора"). Они добавляют выразительности в структуру предложений.
Таким образом, стихотворение Цётки "Мора" воплощает центральную идею о мощи и непредсказуемости морской стихии. Автор использует различные лексические, фонетические и синтаксические средства, чтобы описать и передать эмоции и впечатления от грозного и живого образа "мора".
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Надо подчеркнуть зычные гуки в на траве агеньчыки, вугельчыки