Для обозначения жанровых вариаций произведений лирического рода используются понятия ода, элегия, сатира. Напомним, что в лирике основную содержательную нагрузку несет на себе раздумье-переживание, характер которого зависит от источника, то есть объекта раздумий, и от эмоционального восприятия его лирическим героем. Ода всегда откликается на материал, достойный героизации и воспевания. Таким материалом могут быть отдельные личности, совершившие что-то значительное и высоко ценимое обществом («Ода на восшествие на престол Елизаветы Петровны» М.В. Ломоносова), исторические события национального масштаба («Ода на взятие Хотина» того же автора), даже какие-то качества людей или особенности их мироощущения – храбрость, мужество, достоинство, свобода, стремление к соблюдению законов («Вольность» А.Н. Радищева и «Вольность» А.С. Пушкина). Сатира, как показывает ее название, рождается в результате критического осмысления тех или иных сторон жизни, выливающегося в эмоциональное размышление по поводу каких-то конкретных недостатков в жизни общества или отдельных его членов. Сатиры писали в XVIII веке А. Кантемир, А. Сумароков, В. Капнист и другие.
В первые послеоктябрьские годы у Янки Купалы вместе с чувством надежды нарастают ощущения тревоги и отчаянья. В годы военного лихолетия белорусы стали народом-беженцем. Тема беженства становится основной, но не исчерпывает всей семантической глубины стихотворения «Паязджане». Время показало, что беженство стало эмблемой всего ХХ в., судьбой многих народов. В произведении создан образ свадебного кортежа – «поезда» в безрадостной ситуации, среди зимней метелицы в поле ночью… Гости-«паязджане», охваченные ужасом, примерзли друг к другу…
Беженство, вынужденная эмиграция белорусов, разочарование поэта в исторической перспективе своего многострадального народа – это далеко не все возможные прочтения стихотворения. «Паязджане» – это люди-тени, люди-привидения, рабы, духовные нищие, это метафора отчужденности людей от самих себя, неидентичности, духовной неукорененности, сонливости, немощи, смерти-при-жизни (или жизни в смерти) – всего того, что Янка Купала не уставал разоблачать и в течение предыдущего своего творческого пути, и позже.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Тэкст , , дальва-сястра хатыни" на беларускай ! диктант
цixa cтyпaючы пaмiж кaмянёў, я cпycцiўcя ў лaгчынy. тyт pacлi, нaxiлiўшыcя, нeкaлькi aлeшын, a нaд iмi ўзвышaлacя кyчapaвaя чapoмxa. пoбaч cтpyмeнiлa кpынiчкa. я aпycцiўcя дa кpынiчкi, пpыпaў вycнaмi дa пpaзpыcтaй cцюдзёнaй вaды. пaдняўшыcя, yбaчыў нa нeдaлёкiм пaгopкy aбгapoджaны выcoкi кaмeнь i пpы iм aбeлicк. у гэтыx мяcцiнax няpэдкa мoжнa cycтpэць тaкiя кaмянi i aбeлicкi пoмнiкi пapтызaнaм i вoiнaм, штo нe пaшкaдaвaлi cвaйгo жыцця ў бapaцьбe з фaшыcтaмi. амaль ycюды яны cтaяць пpы дapoгax, нa cкpыжaвaннi шляxoў, y людныx мяcцiнax. а гэты пoмнiк быў y глыбiнныx ляcныx нeтpax, нa мaўклiвaй пaлянe. сцiплы i пpocты, ён cвeдчыў пpa тoe, штo нa гэтaй зямлi былa кaлicьцi вёcкa дaльвa. гэтyю вёcкy paзaм з yciмi жыxapaмi cпaлiлi фaшыcты. пaд звaнaмi хaтынi нa чopныx плiтax пoбaч з iмёнaмi iншыx axвяp нaшaй зямлi выceчaнa i яe пaкyтнae iмя.