Как бы ни были разнообразны формы проявления жизни, они всегда неразрывно связаны с превращением энергии. энергетический обмен является особенностью, присущей каждой живой клетке. богатые энергией питательные вещества усваиваются и преобразуются, а конечные продукты обмена веществ с более низким содержанием энергии выделяются из клетки. согласно первому закону термодинамики, энергия не исчезает и не возникает вновь. организмы должны получать энергию в доступной для них форме из окружающей среды и возвращать в среду соответствующее количество энергии в форме, менее пригодной для дальнейшего использования.около столетия тому назад французский клод бернар установил, что живой организм и среда образуют единую систему, гак как между ними происходит непрерывный обмен веществами и энергией. нормальная жизнедеятельность организма поддерживается регуляцией внутренних компонентов, требующей затраты энергии. использование энергии в организме называют энергетическим обменом: именно он служит показателем общего состояния и активности организма.обменные (или метаболические) процессы, в ходе которых специфические элементы организма синтезируются из поглощенных пищевых продуктов, называют анаболизмом; соответственно те метаболические процессы, в ходе которых структурные элементы организма или поглощенные пищевые продукты подвергаются распаду, называют катаболизмом.живой организм продуцирует тепло, которое идет на нагревание тела. удельная теплоемкость тела человека (количество тепла, необходимое для нагревания ткани на 1°с) равна в среднем 0,83 ккал/кг на 1 градус (для воды — 1 ккал/кг на градус). чтобы повысить температуру тела человека массой 70 кг на 1°, следует затратить 58,1 ккал (0,83•70). в среднем человек массой 70 кг в условиях покоя выделяет около 72 ккал/час. следовательно, если бы не было второго процесса — теплоотдачи, то ежечасно ткани человека нагревались бы на 1,24° (72: 58,1). однако такого не происходит, так как в норме в условиях покоя скорость продукции тепла равна скорости ее потери. это носит название теплового са, в основе которого лежат процессы регуляции теплопродукции и теплоотдачи. все вместе это называется терморегуляция.
kristina
30.11.2022
Семейство: сложноцветные (класс двудольные) признаки: листья цельные или в различной степени рассечены; поверхность стеблей и листьев часто покрыта волосками и желёзками: цветки мелкие, актиноморфные, однополые или бесполые; соцветия - корзинки; чашечка - хохолок или редуцирована; венчик - пятичленный; тычинок - 5; пестик образован двумя плодолистиками; завязь - нижняя; плод - семянка; основное запасное вещество - инулин. пример: топинамбур, салат латук, девясил, астры, георгины. семейство: крестоцветные (класс двудольные) признаки: листья очередные, нижние часто образуют прикорневую розетку; цветки актиноморфные, обоеполые; околоцветник двойной; тычинок - 6, образованы в 2 круга; пестик один; плод - стручок или стручочек; соцветия - кистевидные или щитковидные. пример: капуста, брюква, левкой, ночная фиалка, сердечник. семейство: розоцветные (класс двудольные) признаки: листья простые или сложные, очередные или ; цветки - актиноморфные, обоеполые; околоцветник двойной, пятичленный; чашечка - 5 чашелистиков; венчик - 5 лепестков; тычинок неопределенное количество; завязь нижняя, полунижняя, верхняя; плод - орешек, листовка, коробочка, костянка; характерны ложные плоды; соцветия - кисти, метелки, простые зонтики, щитки. пример: вишня, абрикос, слива, груша, айва. семейство: пасленовые (класс двудольные) признаки: листья простые, с цельной или изрезанной листовой пластинкой, не имеющие прилистников; цветки правильной формы, имеют 5 сросшихся чашелистиков, 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок, приросших к лепесткам, и 1 пестик; завязь - верхняя; цветки обоеполые; плод - ягода, коробочка; растения специфическим запахом. пример: картофель, табак, белена, белладонна, томат. семейство: бобовые (класс двудольные) признаки: листья очередные с прилистниками, перисто- или пальчатосложные, реже простые; соцветия - головка, кисть; цветки имеют 5 сросшихся чашелистиков; венчик сост. из 5 лепестков: верхние (парус), 2 боковых (весла) и 2 сросшихся нижних (лодочка); в лодочке - 1 пестик и 10 тычинок; плод - боб. пример: горох, фасоль, бобы, арахис, донник, солодка. семейство: лилейные (класс однодольные) признаки: листья крупные, цельные; цветок имеет 6 свободных или сросшихся лепестков, 6 тычинок, 1 пестик; плод - ягода, коробочка; соцветия - зонтик, кисть. пример: лук, чеснок, спаржа, алоэ, лилия, гиацинт. семейство: злаки (класс однодольные) признаки: стебель - соломина; листья - линейные с длинным широким основанием и язычком; цветок имеет 2 колосковые и 2 пленочные чешуи, от 2 до 6 тычинок и 1 пестик; плод - зерновка; соцветия - сложный колос, метелка, початок; сильно развито подземное ветвление. пример: пшеница, рожь, кукуруза, просо