гистологиянаука о микроскопическом и субмикроскопическом строении, развитии и жизнедеятельности тканей животных организмов. следовательно, гистология изучает один из уровней организации живой материи тканевой. различают следующиеиерархические уровниорганизации живой материи:
клеточный;
тканевой;
структурно-функциональные единицы органов;
органный уровень;
системный уровень;
организменный уровень
гистология, как учебная дисциплина, включает в себя следующие разделы:
цитологию, эмбриологию, общую гистологию (изучает строение и функции тканей), частную гистологию (изучает микроскопическое строение органов).
основным объектомизучения гистологии является организм здорового человека и потому данная учебная дисциплина именуется как гистология человека.
основная состоит в изучении строения клеток, тканей, органов, установления связей между различными явлениями, установление общих закономерностей.
гистология, как и анатомия, относится к морфологическим наукам, главной которых является изучение структур живых систем. в
отличие от анатомии, гистология изучает строение живой материи на микроскопическом и электронно-микроскопическом уровне. при этом, изучение строения различных структурных элементов проводится в настоящее время с учетом выполняемых ими функций. такой подход к изучению структур живой материи
называется , а гистология нередко именуется как .кроме того, при изучении живой материи на клеточном, тканевом и органном уровнях рассматривается не только форма, размеры и расположение интересующих структур, но методом цито- и нередко определяется и состав веществ, образующих эти структуры.
наконец, изучаемые структуры обычно рассматриваются с учетом их развития, как во внутриутробном (эмбриональном) периоде, так и на протяжении постэмбрионального онтогенеза. именно с этим связана необходимость включения эмбриологии в курс гистологии.
гистология, как любая наука, имеет
свои объекты и методыих изучения. непосредственными объектами изучения являются клетки, фрагменты тканей и органов, особым способом приготовленные для изучения их под микроскопом.
2. объекты исследованияподразделяются на:
живые (клетки в капле крови, клетки в культуре
и другие);
мертвые или фиксированные, которые могут быть взяты как от живого организма (биопсия), так и от трупов.
в любом случае после взятия кусочков они подвергаются действию фиксирующих растворов или замораживанию. и в научных, и в учебных целях используются
фиксированные объекты. приготовленные определенным способом препараты, используемые для изучения под микроскопом, называются гистологическими препаратами.
гистологический препаратможет быть в виде:
тонкого окрашенного среза органа или ткани;
мазка на
стекле;
отпечатка на стекле с разлома органа;
тонкого пленочного препарата.
гистологический препарат любой формы должен отвечать следующим требованиям:
сохранять прижизненное состояние структур;
быть достаточно тонким и
прозрачным для изучения его под микроскопом в проходящем свете;
быть контрастным, то есть изучаемые структуры должны под микроскопом четко определяться;
препараты для световой микроскопии должны долго сохраняться и использоваться для повторного изучения.
эти требования достигаются при приготовлении препарата.
У природних водоймах самиці щуки починають розмножуватись на четвертому, рідше на третьому році життя, а самці — на п'ятому.
Нерест щуки відбувається за температури 3-6°С, відразу після танення криги, біля берега на глибині 0,5-1 метр. Під час нересту риби виходять на мілководдя і шумно плескаються. Звичайно на нерест спочатку підходять найменші особини, а останніми — найкрупніші. У цей час щуки тримаються групами: 2-4 самці біля однієї самиці; біля великих самиць — до 8 самців. Самиця пливе попереду, самці пливуть за нею, відстаючи приблизно на половину корпусу. Вони або притискаються з боків до самиці, або намагаються триматись безпосередньо над її спиною. З води в цей час постійно з'являються спинні плавці та верхні частини спини риб.
Під час нересту щуки труться об кущі, пні, стебла очерету та рогозу та інші предмети. На одному місці риби довго не затримуються, весь час переміщуючись нерестовищем і мечучи ікру. Наприкінці ікрометання всі особини групи, що нерестилась, кидаються в різні боки, викликаючи гучний плеск; при цьому самиці часто вистрибують з води в повітря.
Одна самиця щуки залежно від розміру може відкладати від 17,5 до 215 тисяч ікринок. Ікринки великі, близько 3 мм в діаметрі, слабко-клейкі, можуть приклеюватись до рослинності, але легко спадають при струсі. Через 2-3 дні клейкість зникає, більшість ікринок скочується і подальший їхній розвиток відбувається на дні.
Нормальний розвиток ікри щуки на дні в непроточній воді можливий тільки тому, що навесні при низькій температурі вода відносно сильно насичена киснем, а в міру прогрівання води концентрація кисню в ній швидко падає. Таким чином, чим раніше щуки починають нереститись, тим менше ікри гине.
Якщо після нересту щук відбувається швидкий спад води, це призводить до масової загибелі ікри — таке явище часто гають у водосховищах, рівень яких є несталим.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что такое кожно-мускульный мешок у плоских червей? каково строение мешка , есть ли какие -то особенности?