Понимание биосферы как трофосферы (уголев, 1986а) , состоящей из различных трофоценозов с их цепными и разветвленными связями, обеспечивающих циркуляцию веществ и энергии, позволяет решать проблемы охраны окружающей среды и поддерживать экологическое равновесие на основе анализа трофических соотношений и их сохранения. в некоторых случаях при нарушении трофических цепей возможно их восстановление за счет включения недостающих звеньев.следует обратить внимание на несколько аксиоматических положений: 1) в основе энергетики жизни и образования органических веществ лежат преимущественно процессы фотосинтеза, которые осуществляются за счет солнечной энергии; 2) основная часть энергии расходуется в результате метаболизма самими аутотрофными организмами; 3) лишь небольшая часть аккумулированного материала (примерно 10%) переходит в следующее звено трофической цепи, и т. д. следовательно, как уже отмечено выше, лишь небольшая часть энергии, накопленной в органических веществах, передается по трофическим цепям. однако именно эта неметаболизированная часть и является самой важной, так как она определяет биологический состав биосферы, ее единство, гомеостаз и многие другие важнейшие свойства (обзор: odum, 1986).в классическом труде «биосфера», опубликованном в 1926 г., в. и. вернадский писал, что на земной поверхности нет силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по поим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом. следует отметить, что живые организмы необходимо рассматривать не как сумму автономных сил (в особенности трофических), а как системы, в которых активность организмов и популяций включена в определенные взаимодействующие и взаимосвязанные звенья.когда в. и. вернадский создавал теорию биосферы, концепция трофических цепей базировалась на и неполных представлениях, не позволяющих дать систематическое описание механизмов ассимиляции пищи, тем более в рамках единой науки - трофологии. достижениям биологии последних лет представляется возможность охарактеризовать все процессы, происходящие в трофических цепях, на основании трех основных типов пищеварения, также нескольких типов транспорта. эти достижения позволяют также показать, что место вида в трофической цепи определяет его существование.в сущности биология и организмов тесно связаны с видовыми особенностями питания и добывания пищи .парадоксальной на первый взгляд кажется другая связь: любой организм (точнее, вид) приспосабливается к тому, чтобы самому служить источником пищи (уголев, 1980, 1986а). для этого организм должен обладать такими свойствами, как определенная фагичность, т. е. доступность для другого организма в качестве источника пищи, а также трофичность, т е. способность быть ассимилированным другим организмом. эта сторона проблемы детально освещена в прекрасном обзоре к. шмидт-ниельсена (schmidt-nielsen, 1982). однако анализ показывает, что сочетание фагичности и трофичности обеспечивает процветание вида (разумеется, если оно не переходит определенных границ). отсюда вытекают некоторые неожиданно следствия, в частности взаимная адаптация так называемых трофических партнеров (например, строгая взаимная зависимость свойств и численности популяций хищника и его жертвы). так, в соответствии с гипотезой естественного равновесия (hairston et al., 1960), выеданию биомассы травоядными животными препятствуют хищники, ограничивающие численность этих травоядных. только в таком случае возможна определенная стабильность популяции жертвы за счет того, что хищники будут питаться преимущественно ее больными, дефектными и стареющими членами. совершенствование же жертвы может хищника к гибели от голода и вследствие этого ухудшению популяции жертвы из-за отсутствия контроля со сторон хищника. анализ свойств этой пары демонстрирует важную роль источника пищи и наличие обратной связи.
FATEEV
17.01.2023
Все многообразие живых организмов изучает систематика. животные и растения относятся к надцарству ядерные организмы (эукариоты) . в этом надцарстве выделяют царство растения, царство животные и царство грибы. в царстве растения выделяют подцарства (например, подцарство высшие растения) . в подцарствах различают отделы (например, отдел покрытосеменные растения в подцарстве высшие растения) . отделы делят на классы (например, в отделе покрытосеменные растения есть два класса: двудольные и однодольные) . классы делят на порядки (например, порядок розоцветные в классе двудольные) , порядки – на семейства (например, семейство крестоцветные в порядке каперсовые) . семейства делят на роды, а роды – на виды. царство животные делится на подцарство простейшие и подцарство многоклеточные. в пределах этих подцарств различают типы (например, тип хордовые) , которые могут делиться на подтипы (в типе хордовые различают три подтипа: оболочники, головохордовые и позвоночные) . типы и подтипы делятся на классы (например, в подтипе позвоночные различают классы круглоротые, хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) . классы, в свою очередь, делятся на отряды (в ботанике им соответствуют порядки) , отряды – на семейства, семейства – на роды, роды – на виды. существуют и дополнительные систематические единицы (надклассы, подклассы, надотряды, подотряды и т. д.) . вид – это совокупность популяций, все особи в которых имеют сходные морфологические, и характеристики. все особи данного вида способны свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. чарлз дарвин определял вид как совокупность сходных по строению особей, плодовитое потомство. позднее были добавлены следующие критерии вида: генетический (одинаковый набор хромосом у всех особей вида) ; (сходство процессов) ; (сходство процессов, т. е. сходство обмена веществ в организме) ; (ареал, который занимает данный вид) ; экологический (условия, в которых существует вид) , морфологический (сходство строения) . особи одного вида должны отвечать всем этим критериям, т. к. по какому-то одному или нескольким признакам нельзя определить, один и тот же это вид или нет. так, например, существуют морфологически неотличимые виды-двойники (например, два вида полевки: полевка обыкновенная и полевка восточно-европейская) ; в природе есть виды, которые скрещиваются и плодовитое потомство (например, некоторые виды канареек) , и т. д. элементарная структура вида – это популяция: совокупность свободно скрещивающихся особей вида, живущих длительно на определенной территории обособленно от другой популяции того же вида. можно сказать, что популяция – это открытая генетическая система, а вид – закрытая генетическая система.
ЮлияДаниил520
17.01.2023
Роса́ — мелкие капли влаги, на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады. из-за охлаждения воздуха водяной пар конденсируется на объектах вблизи земли и превращается в капли воды. это происходит обычно ночью. достаточно сильное охлаждение нижних слоёв воздуха происходит, когда после заката солнца поверхность земли быстро охлаждается посредством теплового излучения. благоприятными условиями для этого являются чистое небо и покрытие поверхности, легко тепло, например травяное. особенно сильное образование росы происходит в тропических регионах, где воздух в приземном слое содержит много водяного пара и интенсивному ночному тепловому излучению земли существенно охлаждается. при отрицательных температурах образуется иней. капли воды встречаются на кончиках появление описываемых капель объясняется тем, что порой корни поглощают из почвы больше воды гораздо больше воды, чем ее в состоянии испарить листья, особенно в холодное время дня. излишек жидкости сбрасывается через специальные железки - гидатоды на кончиках как листьев, так и их зубчиков. явление это носит название гуттации (от латинского gutta - капля). гуттация отмечается у многих растений и даже у деревьев, кроме хвойных, у которых слабое корневое давление. а ряд комнатных растений, таких как монстера, алоказия, арум , "плачут" перед дождем. это является следствием того, что при высокой влажности воздуха, которая обычна перед дождем, испарение с поверхности листьев практически прекращается, и всю заботу об удалении избыточной воды берут на себя гидатоды.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Проиллюстрируй трофическую цепь между живыми существами! завтра контрольная!