есть на свете травы и даже кустарники, живущие на других растениях и добывающие питательные вещества из их тканей. те, что полностью зависят от своих кормильцев, называются паразитами, а другие, способные к фотосинтезу и отнимающие у хозяев лишь воду и минеральные соли, получили название полупаразитов.
одно из таких растений - омела. для обеспечения своего существования омела пускает в глубь древесных тканей растения-хозяина, на котором она обосновалась, особые присоски.
омела
почти все виды омелы, паразитирующие на разных деревьях, имеют между собой много общего. это небольшой густой кустик с короткими вильчатыми веточками и торчащими в разные стороны кожистыми листьями. в развилке веточек располагаются желто-зеленые цветки, на месте которых осенью созревают яркие липкие ягоды. у разных видов они разного цвета. липким омела и попадает на другие деревья. а ей в этом птицы. они едят плоды, а семена выходят из кишечника птиц непереваренными. помет попадает на ветку дерева, и семечко вместе с ним присыхает к ней. со временем семечко прорастает, и на ветке появляется новый кустик омелы.
один и тот же вид омелы может поселяться на различных деревьях, но существуют подвиды, приспособленные только к хвойным или только к лиственным . стоит ростку сосновой омелы начать свою разрушительную деятельность на груше, как ткани груши мертвеют и омела погибает. но если на грушу попали семена грушевой омелы, то они приживутся. живет омела на груше от двадцати до пятидесяти лет, иногда в конце концов груша гибнет, но далеко не всегда.
любой процесс, происходящий в организме, имеет свой материальный субстрат, определяется нормой реакции и регулируется гомеостазом. материальный субстрат гомеостаза – все видовые особенности (возраст, генотип, фенотип). в ходе развития постепенно совершенствовались приспособительные ответы организма на все внешние раздражители. эта закономерность повторяется при развитии зародыша. с момента образования зиготы могут возникать нарушения обмена веществ. они могут приводить к дистрофическим изменениям, некрозу и гибели самого зародыша. с развитием генотипа появляются более сложные ответные реакции - расстройство кровообращения, иммунологические, воспалительные процессы и т.д.
патологические процессы пренатального развития – отклонения развития от момента образования зиготы до родов. в клинике эмбриогенез делят на 4 периода:
- прогенез
- бластогенез
- гаметогенез
- фетогенез
для каждого этапа характерны специфические виды патологий.
аплазия (агенезия)– полное врожденное отсутствие органа или его части.
гипоплазия – врожденное недоразвитие органа.
гипотрофия – уменьшение массы органа или плода в целом.
гипертрофия– увеличение массы органа или зародыша.
гиперплазия – врожденное увеличение размеров органа.
макросомия, гигантизм– увеличение длины и массы тела.
гетеротопия– наличие клеток, тканей, участков и целых органов в нехарактерных местах.
гетероплазия– нарушение дифференцировки отдельных типов тканей.
эктопия– смещение органа.
атрезия – отсутствие канала или отверстия.
персистирование– сохранение эмбриональных структур, в норме исчезающих.
стеноз– сужение канала или отверстия.
гаметопатия– все виды поражения гамет, возникающие при ово - и сперматогенезе, обусловлены мутациями.
бластопатии– нарушения, связанные с поражением бластоцисты, т.е. зародыша 15 дней после оплодотворения
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Рассматривание кожицы лука 1. приготовить микропрепарат кожицы лука. 2. рассмотрите микропрепарат под микроскопом. 3. сделайте вывод. цель работы: изучить строение растительной клетки. оборудование и материалы: 1. микроскоп 2. часть луковицы : написать вывод о рассматривание кожицы лука ( что видно, какие цвета и т. д. )