возрожде? ние, или ренесса? нс (фр. renaissance, итал. rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый») — эпоха в культуры европы, пришедшая на смену культуре средних веков и предшествующая культуре нового времени.
примерные хронологические рамки эпохи: начало xiv — последняя четверть xvi века и в некоторых случаях — первые десятилетия xvii века (например, в и, особенно, в испании). отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и еёантропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
термин возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у джорджо вазари. в современном значении термин был введён в обиход французским xix века жюлем мишле. в настоящее время термин возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, каролингское возрождение или возрождение xii века.
общая характеристика
«витрувианский человек» леонардо да винчи
новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в европе.
особое значение в становлении возрождения имело падение византийского государства и бежавшие в европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в византии никогда не забывавшейся. так, под впечатлением от выступления византийского лектора козимо медичи основал академию платона во флоренции.
рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. это к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
в городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. изобретение в середине xv века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей европе.
возрождение возникло в италии, где первые его признаки были заметны ещё в xiii и xiv веках (в деятельности семейства пизано, джотто, орканья и но оно твёрдо установилось только с 20-х годов xv века. во франции, германии и других странах это движение началось значительно позже. к концу xv века оно достигло своего наивысшего расцвета. в xvi веке назревает кризис идей возрождения, следствием чего является возникновениеманьеризма и барокко.
периоды эпохи возрождения
возрождение делят на 4 этапа:
1. проторенессанс (2-я половина xiii века — xiv век)
2. раннее возрождение (начало xv — конец xv века)
3. высокое возрождение (конец xv — первые 20 лет xvi века)
4. позднее возрождение (середина xvi — 90-е годы xvi век
жизнь человека, его здоровье, материальное и духовное благополучие зависят от множества факторов, в том числе от правильности решений, принимаемых людьми. в свою очередь, деятельность каждого конкретного человека также влияет на судьбы других людей. именно поэтому в каше время возрастает значимость науки, образования и культуры в целом. образование определяет развитие личностных качеств каждого человека, его знаний, умений, формирует его мировоззрение и поведение; в конечном итоге образование определяет , нравственный, культурный и духовный потенциал общества.
знание законов природы – это составная часть общей культуры человека. усвоить основы биологии как науки о жизни должен каждый культурный человек независимо от рода своей профессиональной деятельности.
игнорирование законов природы человечество к современному экологическому кризису. в окружающей среде опасные необратимые явления, которые могут радикально изменить облик планеты и поставить под угрозу жизнь самого человечества.
интенсивная индустриализация и стремительный рост городов в xix-xx вв. к разрушению природной среды и осознанию обществом необходимости согласовывать потребности с возможностями природы.
одними из первых на экологическую опасность, грозящую миру, отреагировали ученые и философы в. рассел и а. эйнштейн. в 1955 г. они совместно создали манифест. на базе этого документа в 1957 г. сформировалось пагоушское движение. первоначально это движение выступало против гонки вооружений, за запрещение атомного и термоядерного оружия. в настоящее время на первый план выходит борьба за чистоту окружающей среды, за экологическую безопасность при использовании новейших технологий и мощных техногенных воздействий на природу. в связи с этим наука биология и биологическое образование становятся приоритетными.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вреакции окисления вещества a в вещество b освобождается 60 кдж энергии. сколько молекул атф может быть максимально синтезировано в этой реакции ? как будет израсходавано остальная энергия ?