суточные, или, как их ещё называют, циркадные ритмы, связаны с приспособлением организма к смене дня и ночи, а потому большинство видов имеет 24-часовую цикличность. к циркадным ритмам относятся не только фазы фотосинтеза у растений или смена сна и двигательной активности у животных, но даже и интенсивность клеточных делений, которая также зависит от времени суток (рис. 125).
лунные биоритмы связаны с фазами луны. их период отвечает лунному циклу (29,5 суток) или лунным суткам (24,8 часов). поскольку лунные ритмы влияют на приливы и отливы, то они хорошо заметны у морских растений и животных, живущих в приливной зоне (например, открывание и закрывание раковин у двустворчатых моллюсков). лунные ритмы даже при культивировании микроорганизмов. сказываются они и на поведении людей. давно отмечено, что в новолуние возрастает количество самоубийств, сердечных приступов и так далее. материал с сайта
особую роль в жизни организмов умеренной зоны играют сезонные ритмы (рис. 126). их причина — не только резкие контрасты в летних и зимних температурах, но и изменения длины светового дня. именно этот фактор, а не высокая или низкая температура весной, обусловливает сроки пробуждения деревьев после зимней спячки, а затем период цветения и плодоношения. удлинение светового дня зимой служит для многих зверей сигналом к началу гона, а его сокращение летом для большинства перелётных птиц даёт знать: пора на юг. эта реакция организма на продолжительность светового дня получила название фотопериодизма.
первые трели синицы часто можно услышать уже в начале января, когда световой день только начинает увеличиваться, хотя в это время трещат рождественские морозы. молодые соловьи готовятся откочёвывать на юг ещё в середине июля: лето в разгаре, но продолжительность светового дня уже пошла на убыль
по отношению к температурекак экологическому фактору организмы делятся на две группы:
ü холодолюбивые (криофилы) – способны жить в условиях сравнительно низких температур и не выносят высоких. могут сохранять активность при температуре клеток до -8, -10°с, когда жидкости их тела находятся в переохлажденном состоянии. пример: бактерии, грибы, моллюски, членистоногие, черви.
ü теплолюбивые (термофилы) – жизнедеятельность к условиям довольно высоких температур. например: насекомые, паукообразные, моллюски. в горячих источниках калифорнии при температуре 52°с обитает рыбка – пятнистый ципринодон.
в зависимости от ширины интервала температуры, в которой данный вид может существовать, организмы делятся на :
o эвритермные – организмы выдерживают широкие колебания температуры. к ним относится большинство организмов, заселяющих районы с континентальным климатом. многие из них имеют покоящиеся стадии, переносящие особенно широкий диапазон температуры (яйца, цисты, куколки насекомых, находящиеся в состоянии анабиоза взрослые животные, споры бактерий).
o стенотермные – морские и почвенные животные, способные жить лишь при определённой или меняющейся в узких пределах температуре. температура среды, к которой приспособлены стенотермные животные, различна для животных разных видов: теплолюбивые могут жить только при относительно высокой температуре, обычно не ниже 20 °с (например, рифовые кораллы, ряд видов насекомых, большинство пресмыкающихся), холодолюбивые – при низкой, иногда близкой к 0 °с (например, некоторые виды арктических ракообразных, лососёвых рыб, ряд видов тюленей и
пойкилотермные – беспозвоночные, рыбы, амфибии, рептилии. лишены способности поддерживать температуру тела в узких пределах. они зависят от тепла, поступающего извне, у них низкая интенсивность обмена и отсутствие механизма сохранения тепла.
гомойотермные – птицы и млекопитающие. способны поддерживать достаточно постоянную температуру тела. мало зависят от внешних источников тепла, высокая интенсивность обмена.
по степени связи со средой обитания в эдафоне выделяются три группы:
· геобионты – постоянные обитатели почвы (дождевые черви (lymbricidae), многие первичнобескрылые насекомые ( из млекопитающих кроты, слепыши.
· геофилы – животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве. это большинство летающих насекомых (саранчовые, жуки, комары-долгоножки, медведки, многие бабочки). одни в почве проходят фазу личинки, другие – фазу куколки.
· геоксены – животные, иногда посещающие почву в качестве укрытия или убежища. к ним относятся все млекопитающие, живущие в норах, многие насекомые (таракановые (blattodea), полужесткокрылые (hemiptera), некоторые виды жуков).
· особая группа – псаммофиты и псаммофилы (мраморные хрущи, муравьиные львы); адаптированы к сыпучим пескам в пустынях.
по отношению к влажности различают эвригигробиотные и стеногигробионтные. есть эфемеры и даже рыбы, обитающие в небольших водоемах, лужах. например: африканские нотобранхи и афио-семионы из отряда карпозубообразных.
по отношению к свету:
· дневные животные - животные ( большинство), активные в дневное время суток. их активность регулируется интенсивностью освещения. так, дневные птицы на рассвете при определенной освещенности (“освещенности пробуждения”), зависящей от высоты солнца по отношению к горизонту.
· сумеречные – кенгуру
· ночные – животные, активные ночью (летучие мыши, совы и для ночных животных характерны определенные адаптивные признаки – высокое развитие органов слуха, способность к эхолокации (напр., у летучих мышей) и др.
животных по отношению к снежному покрову а.н.формозов предложил разделить на две группы: хионофобов - "снегоненавистников", для которых снежный покров неблагоприятен, так как они ведут надснежный образ жизни, и хионофилов - "снеголюбов", которые обитают под снегом, снежный покров создает для них более благоприятные условия существования.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1вопрос: укажите семейство, которое в класс двудольные не включают: 1) крестоцветные; 2) сложноцветные: 3) розоцветные; 4) злаковые. 2 вопрос: укажите растения семейства лилейные: 1) сахарный тростник, пшеница, бамбук; 2) сурепка, пастушья сумка, редис; 3) земляника, малина, шиповник; 4) ландыш, тюльпан, спаржа 3 вопрос: к какому семейству относят картофель, томат, перец, табак: 1) пасленовые; 2) бобовые; 3) крестоцветные; 4) сложноцветные; 5) розоцветные. 4 вопрос: формула цветка крестоцветных: 1) ч4л4т2+4п1; 2) ч 5л(5)т5п1; 3) ч0 л6 т6 п1; 4) ч5 л5 п∞т∞. 5 вопрос: формула цветка лилейных 1) ч4л4т2+4п1; 2) ч 5л(5)т5п1; 3) ч0 л6 т6 п1; 4) ч5 л5 п∞т∞. 6 вопрос: плод картофеля: 1) клубень; 2) коробочка; 3) ягода; 4) стручок. 7 вопрос: у белокочанной капусты в пищу употребляют: 1) плод; 2) цветок; 3) почку; 4) стебель. 8 вопрос: для злаковых характерно соцветие: 1) головка; 2) кисть; 3) колос; 4) корзинка 9 вопрос: околоцветник тюльпана: 1) двойной; 2) простой; 3) тройной; 4) двудомный. 10 вопрос: плод у злаковых: 1) зерновка; 2) костянка; 3) семянка; 4) стручок. 11 вопрос: плод у розоцветных: 1) костянка; 2) боб; 3) стручок; 4) семянка. 12 вопрос: у однодольных листья: 1) в большинстве простые, с дуговидным или параллельным расположением жилок; 2) листья как простые так и сложные с сетчатым расположением жилок 3) листья как простые так и сложные с поперечным расположением жилок 4)листья как сложные с рассеченным расположением жилок