Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Деятельность человека наносила и наносит большой ущерб природе, при этом сам человек становится жертвой своей деятельности. Познание и анализ все более углубляющихся взаимодействий, порой и крайне негативных, человеческого общества со средой обитания, а также с социально-производственными и культурно-духовными факторами дает необходимую базу данных для дальнейшего прогнозирования темпов и направленности социально-демографических процессов. Экология человека и социальная экология являются необходимым средством для понимания биосоциальной сущности человека, познания основных законов и факторов развития человеческого общества, как особой структуры биосферы и ноосферы, разработки концепций оптимизации жизненной среды человека.
Учебная дисциплина «Экология человека и социальная экология» является составной частью учебного плана студентов географического факультета специальности 1-31 02 01 География специализации «Рациональное природопользование и охрана природы». Учебная дисциплина «Экология человека и социальная экология» логично связана с другими дисциплинами учебного плана по специальности 1-31 02 01 География специализации «Рациональное природопользование и охрана природы». Ее изучение базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: «Основы экологии и энергосбережения», «Биогеография», «Геоэкология» и др.
Основной целью дисциплины «Экология человека и социальная экология» является формирование системы знаний об общих закономерностях влияния географической среды на здоровье населения, закономерностях адаптации человека в различных природных и социальных условиях, а также о путях оздоровления среды обитания.
Ее задачами являются:
формирование системы знаний о биологической и социальной адаптации человека, влиянии факторов географической среды на здоровье и демографическое поведение населения; дифференциации географической среды с точки зрения ее влияния на здоровье населения и медико-географического районирования территории;
обеспечение непрерывности и преемственности экологического образования на стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки;
повышение уровня профессиональной компетентности студентов по-средством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.
В результате изучения курса «Экология человека и социальная экология» студент должен знать:
– современные научные представления об экологии человека и социальной экологии, их объекте и предмете;
– теоретические и методологические основы экологии человека и социальной экологии;
– особенности формирования социальной экологии как новой междисциплинарной науки;
– фундаментальные понятия экологии человека, структуры антропоэкосистемы, в которых формируются социально-демографические свойства человеческих общностей;
– общие закономерности действия экологических факторов на здоровье и демографическое поведение населения;
– особенности взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации; пути решения глобальных социально-экологических проблем;
– особенности поведения человека в естественной и социальной среде;
– основные элементы экологической этики, психологии и педагогики.
уметь:
– определять физическое развитие человека по соматометрическим индексам (навыки антропометрии);
– оценивать показатели здоровья по индексам Кетле, Эрисмана, Пинье;
– определять хронобиотип (по тестам);
– определять биологический возраст;
– применять методы экологических, географических, социальных и других наук при решении основных задач социальной экологии;
– анализировать особенности современного экологического образования на всех ступенях образования;
– анализировать изменение современной социально-экологической обстановки в мире.
владеть навыками
- работы со статистическими данными о состоянии окружающей среды,
- использования нормативно-правовых документов.
Основными методами (технологиями) обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются следующие: работа в группах, проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы).
С учетом специфики дисциплины и профиля обучения целесообразно использовать такие формы самостоятельной работы, как индивидуальное изучение литературы по основным разделам дисциплины, подготовку докладов, рефератов и мультимедийных презентаций.
Дисциплина изучается студентами специальности «География» дневной формы получения образования на 4 курсе в 8 семестре. Программа рассчитана на 40 аудиторных часов: 28 – лекционные, 6 – практические занятия, 6 – лабораторные занятия.
Аттестация в виде зачета в восьмом семестре.
Объяснение:
Функции клеточной оболочки — определяет форму клетки, защищает от факторов внешней среды.
Плазматическая мембрана — тонкая пленка, состоит из взаимодействующих молекул липидов и белков, отграничивает внутреннее содержимое от внешней среды, обеспечивает транспорт в клетку воды, минеральных и органических веществ путем осмоса и активного переноса, а также удаляет продукты жизнедеятельности.
Цитоплазма — внутренняя полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро и органоиды, обеспечивает связи между ними, участвует в основных процессах жизнедеятельности.
Эндоплазматическая сеть — сеть ветвящихся каналов в цитоплазме. Она участвует в синтезе белков, липидов и углеводов, в транспорте веществ. Рибосомы — тельца, расположенные на ЭПС или в цитоплазме, состоят из РНК и белка, участвуют в синтезе белка. ЭПС и рибосомы — единый аппарат синтеза и транспорта белков.
Митохондрии — органоиды, отграниченные от цитоплазмы двумя мембранами. В них окисляются органические вещества и синтезируются молекулы АТФ с участием ферментов. Увеличение поверхности внутренней мембраны, на которой расположены ферменты за счет крист. АТФ — богатое энергией органическое вещество.
Пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты), их содержание в клетке — главная особенность растительного организма. Хлоропласты — пластиды, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, который поглощает энергию света и использует ее на синтез органических веществ из углекислого газа и воды. Отграничение хлоропластов от цитоплазмы двумя мембранами, многочисленные выросты — граны на внутренней мембране, в которых расположены молекулы хлорофилла и ферменты .
Комплекс Гольджи — система полостей, отграниченных от цитоплазмы мембраной. Накапливание в них белков, жиров и углеводов. Осуществление на мембранах синтеза жиров и углеводов.
Лизосомы — тельца, отграниченные от цитоплазмы одной мембраной. Содержащиеся в них ферменты ускоряют реакцию расщепления сложных молекул до простых: белков до аминокислот, сложных углеводов до простых, липидов до глицерина и жирных кислот, а также разрушают отмершие части клетки, целые клетки.
Вакуоли — полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком, место накопления запасных питательных веществ, вредных веществ; они регулируют содержание воды в клетке.
Ядро — главная часть клетки, покрытая снаружи двух мембранной, пронизанной порами ядерной оболочкой. Вещества поступают в ядро и удаляются из него через поры. Хромосомы — носители наследственной информации о признаках организма, основные структуры ядра, каждая из которых состоит из одной молекулы ДНК в соединении с белками. Ядро — место синтеза ДНК, и-РНК, р-РНК.
Строение животной клетки
Наличие наружной мембраны, цитоплазмы с органоидами, ядра с хромосомами.
Наружная, или плазматическая, мембрана — отграничивает содержимое клетки от окружающей среды (других клеток, межклеточного вещества), состоит из молекул липидов и белка, обеспечивает связь между клетками, транспорт веществ в клетку (пиноцитоз, фагоцитоз) и из клетки.
Цитоплазма — внутренняя полужидкая среда клетки, которая обеспечивает связь между расположенными в ней ядром и органоидами. В цитоплазме протекают основные процессы жизнедеятельности.
Органоиды клетки :
1) эндоплазматическая сеть (ЭПС) — система ветвящихся канальцев, участвует в синтезе белков, липидов и углеводов, в транспорте веществ в клетке;
2) рибосомы — тельца, содержащие рРНК, расположены на ЭПС и в цитоплазме, участвуют в синтезе белка. ЭПС и рибосомы — единый аппарат синтеза и транспорта белка;
3) митохондрии — «силовые станции» клетки, отграничены от цитоплазмы двумя мембранами. Внутренняя образует кристы (складки), увеличивающие ее поверхность. Ферменты на кристах ускоряют реакции окисления органических веществ и синтеза молекул АТФ, богатых энергией;
4) комплекс Гольджи — группа полостей, отграниченных мембраной от цитоплазмы, заполненных белками, жирами и углеводами, которые либо используются в процессах жизнедеятельности, либо удаляются из клетки. На мембранах комплекса осуществляется синтез жиров и углеводов;
5) лизосомы — тельца, заполненные ферментами, ускоряют реакции расщепления белков до аминокислот, липидов до глицерина и жирных -.кислот, полисахаридов до моносахаридов. В лизосомах разрушаются отмершие части клетки, целые и клетки.
Клеточные включения — скопления запасных питательных веществ: белков, жиров и углеводов.
Ядро — наиболее важная часть клетки. Оно покрыто двухмембранной оболочкой с порами, через которые одни вещества проникают в ядро, а Другие поступают в цитоплазму. Хромосомы — основные структуры ядра, носители наследственной информации о признаках организма. Она передается в процессе деления материнской клетки дочерним клеткам, а с половыми клетками — дочерним организмам. Ядро — место синтеза ДНК, иРНК, рРНК.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Описать вид по морфологическому критерию
сходство внешнего и внутреннего строения