Учение о биосфере создавалось трудами выдающегося россий-
ского естествоиспытателя и мыслителя В. И. Вернадского на протяже-
нии 20-30-х гг. ХХ в. Его идеи опередили свое время и были должным
образом оценены много позже. В настоящее время преподавание дис-
циплины – учение о биосфере входит в систему университетского био-
логического образования. Учение о биосфере занимает важнейшее
место в решении вопросов устойчивости биосферы в эпоху роста ан-
тропогенной нагрузки на экосистемы. Изучению этой дисциплины
предшествуют курсы ботаники, микробиологии, зоологии, почвоведе-
ния, растениеводства, теории эволюции живых организмов и экологии.
Книга может быть полезна географам и представителям других естест-
венных специальностей.
В. И. Вернадским создано целостное учение о биосфере, более
поздние научные разработки касались преимущественно частных про-
блем. Новые материалы связаны с современным техногенным этапом
в развитии биосферы. Это определило структуру книги, разделение ее
на главы. Введение посвящено структурно-функциональному единству
компонентов биосферы, связанному с биологическим круговоротом
веществ. Главы 1 и 2 раскрывают основные идеи Вернадского о гео-
химической и геологической роли живого вещества, об эволюции био-
сферы в связи с эволюцией живых организмов, а также учение о ноо-
сфере. В главах 3 и 4 изложены новые представления и научные гипо-
тезы об усложнении организованности биокосных систем планеты,
эволюции интегральных характеристик биосферы. В главах 5, 6 и 7
содержится материал о взглядах современных ученых на периодиза-
цию истории биосферы, о некоторых исторических периодах ее эво-
люции, а также о роли человека в трансформации экосистем и геосфер
планеты.
Наука находится лишь в самом начале процесса изучения мате-
риально-энергетической организованности биосферы. Все предполо-
жения о устройстве биосферы в той или иной степени гипо-
тетичны. Вот почему предлагаемое учебное пособие содержит много
положений дискуссионного характера. Автор с благодарностью при-
мет все критические замечания и предложения
ответ:1. Абиотические факторы включают компоненты и явления неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы. Среди множества абиотических факторов главную роль играют:
климатические (солнечная радиация, свет и световой режим, температура, влажность, атмосферные осадки, ветер, атмосферное давление и др.);
эдафические (механическая структура и химический состав почвы, влагоемкость, водный, воздушный и тепловой режим почвы, кислотность, влажность, газовый состав, уровень грунтовых вод и др.);
орографические (рельеф, экспозиция склона, крутизна склона, перепад высот, высота над уровнем моря);
гидрографические (прозрачность воды, текучесть, проточность, температура, кислотность, газовый состав, содержание минеральных и органических веществ и др.);
химические (газовый состав атмосферы, солевой состав воды);
пирогенные (воздействие огня).
2. Биотические факторы — совокупность взаимоотношений живых организмов, а также их взаимовлияний на среду обитания. Действие биотических факторов может быть не только непосредственным, но и косвенным, выражаясь в корректировке абиотических факторов (например, изменение состава почвы, микроклимата под пологом леса и т.д.). К биотическим факторам относятся:
фитогенные (влияние растений друг на друга и на окружающую среду);
зоогенные (влияние животных друг на друга и на окружающую среду).
3. Антропогенные факторы отражают интенсивное влияние человека (непосредственно) или человеческой деятельности (опосредованно) на окружающую среду и живые организмы. К таким факторам относятся все формы деятельности человека и человеческого общества, которые приводят к изменению природы как среды обитания и других видов и непосредственно сказываются на их жизни. Каждый живой организм испытывает влияние неживой природы, организмов других видов, в том числе человека, и в свою очередь оказывает воздействие на каждую из этих составляющих.
Влияние антропогенных факторов в природе может быть как сознательным, так и случайным, или неосознанным. Человек, распахивая целинные и залежные земли, создает сельскохозяйственные угодья, выводит высокопродуктивные и устойчивые к заболеваниям формы, расселяет одни виды и уничтожает другие. Эти воздействия (сознательные) часто носят отрицательный характер, например необдуманное расселение многих животных, растений, микроорганизмов, хищническое уничтожение целого ряда видов, загрязнение среды и др.
К случайным относятся воздействия, которые происходят в природе под влиянием деятельности человека, но не были заранее предусмотрены и запланированы им: распространение вредителей, паразитов, случайный завоз различных организмов с грузом, непредвиденные последствия, вызванные сознательными действиями в природе, например осушением болот, постройкой плотин, распашкой целины и др.
Биотические факторы среды проявляются через взаимоотношения организмов, входящих в одно сообщество. В природе многие виды тесно взаимосвязаны, их отношения друг с другом как компонентами окружающей среды могут носить чрезвычайно сложный характер. Что касается связей между сообществом и окружающей неорганической средой, то они всегда являются двусторонними, обоюдными. Так, характер леса зависит от соответствующего типа почв, но сама почва в значительной мере формируется под влиянием леса. Подобно этому температура, влажность и освещенность в лесу определяются растительностью, но сформировавшиеся климатические условия в свою очередь влияют на сообщество обитающих в лесу организмов.
Объяснение:Если не хотите все читать, есть таблица
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
2. какие структуры связывают кости друг с другом? а) связки и сухожилия; в) связки; б) сухожилия; г) мышцы. 3. какое свойство костям входящие в них органические вещества? а) твердость и неподвижность; в) хрупкость; б) гибкость и . г) мягкость 4. кости черепа соединены между собой… а) полуподвижно; в) неподвижно; б) подвижно; г) расположены свободно. 5. какие кости черепа не парные? а) теменная; в) лобная; б) височная г) носовая 6. какие кости образуют плечевой пояс? а) лопатка и ключица; в) лопатка, ребра, грудина; б) лопатка, ключица; грудина; г) ребра, ключица 7. сколько позвонков в грудном отделе позвоночника человека? а) 5; в) 7; б) 12; г) 9 8. в позвоночнике человека срослись между собой а) шейные позвонки; в) грудные позвонки; б) поясничные позвонки; г) крестцовые позвонки. 9. кости образованы: а) межклеточным веществом; в) эпителиальной тканью; б) соединительной тканью; г) разными тканями. 2. закончи предложения 1. функции скелета. . 2. кости лицевого отдела черепа – слезные, . . 3. позвонки состоят из тела позвонка, . . 4. полости трубчатых костей заполнены. . 5. подвижное соединение костей это - . . 6. мышцы прикрепляются к костям с . . 7. неорганические вещества кости. . 8. работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . 9. привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. . 3.дать характеристику коленному суставу по плану: а) какими костями образован сустав б) вид соединения сустава