температура.
дыхание у ряда растений осуществляется и при температуре ниже 0°с. так, у хвои ели процесс дыхания идет даже при температуре —25°с. как всякая ферментативная реакция с повышением температуры интенсивность дыхания возрастает. однако это происходит до определенного предела, выше которого начинается инактивация ферментов и интенсивность дыхания снижается. при этом надо учитывать длительность выдерживания растения при данной температуре. при кратковременной экспозиции интенсивность дыхания возрастает при повышении температуры до 35°с и даже 40°с. при длительном выдерживании в такой температуре интенсивность дыхания уменьшается. для суждения о влиянии температуры на какой-либо процесс обычно используют такой показатель как температурный коэффициент. температурный коэффициент (q10) процесса дыхания зависит от типа растений и от градаций температуры. так, при повышении температуры от 5 до 15°с q10 может возрастать до 3, тогда как повышение температуры от 30 до 40°с увеличивает интенсивность дыхания менее значительно (q10 около 1,5). это может быть связано с тем, что повышение температуры в большей степени ускоряет ферментативные процессы по сравнению с поступлением кислорода в клетки. в силу этого возникает недостаток кислорода, что и лимитирует процесс. в процессе эволюции растения приспосабливаются к определенным температурным условиям. на характер реагирования сказывается происхождение растений, ареал их распространения. большое значение имеет фаза развития растений. по данным б.а. рубина, на каждой фазе развития растений для процесса дыхания наиболее благоприятны те температуры, на фоне которых обычно происходит эта фаза. изменение оптимальных температур при дыхании растений в зависимости от фазы их развития связано с тем, что в процессе онтогенеза меняются пути дыхательного обмена. между тем для разных ферментных систем наиболее благоприятными являются различные температуры. так, температурный минимум работы цитохромов лежит выше по сравнению с флавиновыми дегидрогеназами. в этой связи интересно, что в более поздние фазы развития растений случаи, когда флавиновые дегидрогеназы выступают в роли конечных оксидаз, передавая водород непосредственно кислороду воздуха.
снабжение кислородом.
кислород необходим для протекания дыхания, поскольку является конечным акцептором электронов, движущихся по дыхательной цепи. увеличение содержания кислорода до 5—8% сопровождается повышением интенсивности дыхания. дальнейшее возрастание концентрации 02 обычно уже не сказывается на интенсивности дыхания. однако из этого общего положения имеются исключения. снабжение растительных тканей и клеток кислородом зависит не только от его содержания во внешней среде, но и от скорости его поступления. между тем часто проникновение кислорода к тем или иным тканям затруднено. это обстоятельство может проявляться на семенах и на плодах с плотной оболочкой. в этом случае увеличение концентрации кислорода в среде до 20% и более повышает интенсивность дыхания. если семя гороха лишить оболочки, то интенсивность дыхания возрастает с повышением содержания кислорода в среде примерно до 5—10%. однако дыхание неповрежденных семян возрастает при увеличении содержания кислорода до 20% и более. большое значение в снабжении кислородом отдельных органов и тканей имеет система межклетников, способствующая циркуляции воздуха. воздух, проникая через устьица листа, достигает по межклетному пространству других органов, что и позволяет им осуществлять аэробное дыхание. доступ кислорода по межклетникам важен для корневых систем растений, произрастающих на плохо аэрируемых почвах. известно, что приспособление корневых систем к росту в анаэробных условиях связано с развитием особенно большого объема межклетников. вместе с тем нельзя забывать, что корни многих растений не имеют подобных приспособлений и для них важна хорошая аэрация почвы. в отсутствие кислорода дыхание уступает место брожению. при содержании кислорода ниже 5% брожение усиливается, и выделение углекислого газа начинает превышать поглощение кислорода. это приводит к тому, что дыхательный коэффициент, как правило, становится больше единицы. при повышении содержания кислорода процесс брожения полностью ингибируется (эффект пастера) и дыхательный коэффициент становится равным единице. так, в опытах с яблони было показано, что при снижении концентрации 02 выделение с02 начинает расти. это увеличение выделения с02 по сравнению с поглощением 02 связано с усилением гликолиза и сопровождаемым брожением. вместе с тем добавление 02ингибирует гликолиз. необходимо также отметить, что кислород оказывает стимулирующее влияние на процесс фотодыхания.
ответ: Передвижение воды с растворёнными в ней минеральными веществами в растении идёт по сосудам древесины в восходящем направлении: снизу вверх. Он зависит от силы всасывания воды клетками корневых волосков внизу и от интенсивности испарения наверху.
Корни, поглощая воду из почвы, вместе с ней постоянно привносят в организм растворённые минеральные соли. Поступив с водой в растение, соли не испаряются, а остаются в нём, образуя так называемое сухое вещество. Накопление сухого вещества в теле растения — результат совместной работы корней и листьев.
Восходящий ток воды в растении объединяет все органы растения в единое целое. Помимо этого он необходим для нормального водоснабжения всех клеток. Особенно он важен для осуществления процесса фотосинтеза в листьях.
Передвижение органических веществ
Органические вещества (углеводы), образовавшиеся в листьях, поступают во все органы растения по ситовидным клеткам луба. Причём они могут перемещаться как вверх, так и вниз.
Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, человек может управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удалённых побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сравните условные и безусловных рефлексы. обязательные пункты для сравнения: врожденность меняться (возникать и угасать), биологическое значение.
меняться (возникать и угасать),
Большинство Б.Р. проявляется сразу после рождения ( дыхательный, чихательный, сосательный) Но есть Б. р., которые формируются по мере созревание нервной, эндокринной и др. систем (например,половой)
Б. р. не нуждаются в специальных условиях и возникают в ответ на непосредственное раздражение. Принцип осуществления Б.р. : стимул - соответствующая реакция - обратная афферентация о результате действия.
Б. р. имеют специфические рецептивные поля и вызываются в ответ на действия адекватных раздражителей, (например, слюноотделение происходит только при действии раздражителей на слизистую оболочку рта и языка).
Б. р. очень стойкие, сохраняются на протяжении жизни. Генетически закреплены.
Биологическое значениеБ.р. осуществляют относительно постоянную связь организма со средой.
Условные рефлексы - индивидуальные рефлексы, приобретенные на протяжении жизни. Не передаются по наследству и не присущи всему виду.
меняться (возникать и угасать)
У.р. вырабатываются постепенно, при наличии определенных условий среды и повторяемости условного раздражителя на базе безусловных. Но если условия из поколения в поколение условия выработки У.р. неизменны, то У.р. становятся безусловными и наследуются.
У.р. возникают благодаря образованию функциональных ВРЕМЕННЫХ связей. В коре головного мозга между двумя очагами возбуждения образуется временная рефлекторная связь. Если условные раздражители со временем прекращаются или изменяются, то прекращаются и изменяются У.р.
Биологическое значение.
У.р. позволяют вырабатываться новым необходимым навыкам, дают возможность при к изменяющимся условиям окружающего мира. У. рефлексы лежат в основе приобретенного поведения.