Класс Земноводные занимает промежуточное положение между водными позвоночными (рыбами) и наземными позвоночными (пресмыкающимися, птицами, млекопитающими). Земноводные при к водно-наземному образу жизни.
Как и все наземные позвоночные, большинство земноводных имеют две пары пятипалых конечностей. К жизни в наземно-воздушной среде у них при органы зрения и слуха. Взрослые животные дышат атмосферным кислородом с легких. Вместе с тем земноводные сохранили связь и с водной средой. Они размножаются и начинают свою жизнь в воде.
К классу земноводных относят лягушек, жаб, квакш, тритонов, саламандр, червяг (рис. 62). Земноводные распространены на всех материках, кроме Антарктиды. Большинство видов обитают в тропиках, отличающихся высокой влажностью и относительно постоянной высокой температурой. Земноводных нет там, где очень холодно и отсутствуют хотя бы временные водоемы, потому что их яйца (икринки), как правило, не могут развиваться вне воды.
Каково внешнее строение лягушки в связи с водно-наземным образом жизни?
Лягушки – наиболее известные земноводные. Строение их тела весьма своеобразно: довольно крупная голова плавно переходит в широкое и короткое туловище, которое опирается на передние и задние ноги. Хвоста у лягушек нет (см. рис. 62).
На голове лягушки хорошо видны крупные выпуклые глаза. Их прикрывают легки, которые защищают глаза от высыхания, повреждений и засорения.
Спереди, чуть ниже глаз, расположена пара ноздрей. Глаза и ноздри находятся на верхней части головы. Поэтому при плавании они остаются над поверхностью воды, что позволяет лягушке дышать атмосферным воздухом и видеть происходящее над водой.
Позади каждого глаза можно различить небольшой кружок, затянутый кожей. Это барабанная перепонка – наружняя часть органа слуха.
Тонкая, нежная кожа лягушки проницаема для воды и газов. Она увлажняется слизью, выделяемой многочисленными кожными железами.
Большинство земноводных обладают покровительственной окраской. Часто окраска животного повторяет какой-то определенный рисунок окружающей среды.
В тропиках встречаются земноводные с необычной и яркой окраской– желтой, оранжевой, фиолетовой, красной (рис. 63), которая отпугивает врагов. В большинстве своем такие земноводные ядовиты. Поэтому хищники отличают этих земноводных от неядовитых и не нападают на них.
Как лягушка передвигается на суше и в воде?
У лягушки хорошо развиты ноги. Опираясь на передние ноги, она сидит, приподняв часть туловища с головой. При этом задние ноги согнуты и находятся по бокам туловища. Задние ноги у лягушки значительно длиннее и сильнее передних и при ее передвижении как по суше, так и в воде играют главную роль.
На суше лягушка передвигается прыжками. Прыгая, она с силой отталкивается от земли задними ногами, приземляясь на передние ноги; они предохраняют лягушку от удара (рис. 64).
Земноводные не только хорошо прыгают и плавают. Некоторые виды земноводных взбираться на деревья, планировать в воздухе. У отдельных видов земноводных есть диски-присоски, железы, выделяющие липкую жидкость для прикрепления к различным поверхностям, и мягкие подушечки, смягчающие удар при приземлении.
Есть земноводные, которые быстро закапываться в землю. Так, челночница ночью охотится, а днем прячется в почве, зарываясь при роговых мозолей на лапках.
Зарывшись в почву, земноводные переживают длительные периоды засухи или похолодания. Некоторые виды, обитающие в пустынях, могут оставаться живыми под толщей песка в течение двух-трех лет.
Практическая работа. Изучение внешнего строения лягушкиРассмотрите живую лягушку. Обратите внимание на форму ее тела, покровы, конечности.
Сравните форму тела лягушки и рыбы. В чем их сходство и различие? Осмотрите голову лягушки. Найдите глаза, ноздри, рот.
Рассмотрите ноги лягушки. Чем отличаются задние ноги от передних? Какое значение имеют перепонки между пальцами у лягушки?
Исследование для любознательных. Дыхание лягушкиПроведите наблюдения за дыхательными движениями лягушки. Обратите внимание на то, что нижняя стенка ротовой полости ритмично опускается и поднимается. При этом ноздри открываются и закрываются.
Результаты наблюдений запишите в тетради.
Вопросы и задания
й лягушки (или фиксированного препарата). Сравните увиденное с информацией, которую содержит рисунок 62 учебника.Рассмотрите рисунки 46 и 62,Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Разрежьте вдоль набухшую зерновку и рассмотрите срез влупу. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясьрисунком учебного пособия (с. 190), изучите строениезародыша. Зарисуйте зерновку пшеницы в разрезе, Подпишите ее части.