Несколько лет назад экс-сенатор США Сэм Браунбек заявил, что человек – не эволюционная случайность, а в нем отражается «образ и подобие» наивысшего существа. О чем-то похожем любят говорить и многие российские политики.
Очень многие до сих пор воспринимают факт того, что все мы произошли от обезьян, как нигилистический выпад и личное оскорбление. Спешим их обескуражить окончательно – мы вовсе не произошли от обезьян, мы и есть – обезьяны.
©Getty Images
Умные животные
«Конечно, наука и сегодня не может похвастаться полной расшифровкой всех тайн человеческой психики, – пишет в своей книге «Эволюция человека: Обезьяны, нейроны и душа» известный российский биолог Александр Марков. – Нерешенных проблем еще много. Главная из них в том, что нейробиологи не могут пока даже теоретически себе представить, как из нейронов и синапсов может быть сделан воспринимающий субъект – «я». Но тенденция налицо: один за другим важнейшие аспекты человеческой личности, до самого последнего времени считавшиеся недосягаемыми для естественных наук (например, память, эмоции и даже мораль), уверенно переносятся в сферу материального, раскрывают свою физиологическую, клеточную, биохимическую природу и эволюционные корни. Одним словом, сегодня наука уже вплотную подобралась к «самому святому» в человеке, и некоторые эксперты опасаются, что это может привести к новому обострению конфликта религии и науки».
В этой связи, в первую очередь, стоит сказать о том, что исследования последних лет позволили ученым обнаружить, что многие – чуть ли не все – аспекты мышления и поведения, которые во все времена считались «чисто человеческими», есть также и у животных. Никакой непреодолимой пропасти между животным и человеком в сфере психики нет. Так что Дарвин, писавший о «количественном» характере различий между мышлением человека и животных, как в воду глядел – по крайней мере, во многом он точно был прав. Уже появились учебники, посвященные элементарному мышлению животных.
Для того чтобы понять, как формировались высшие психические функции, в том числе мышление, у человека, необходим сравнительный анализ тех же функций у животных. На что же наши природные собратья?
Эксперименты по изучению мышления животных начались еще сто лет назад – в 1913 году. Именно тогда основоположница зоопсихологии Надежда Ладыгина-Котс впервые обнаружила шимпанзе к обобщению и абстрагированию, то есть к ведущим операциям мышления. А в 1914 году начались опыты, в ходе которых основатель гештальт-психологии, немецкий и американский психолог Вольфганг Кёлер, впервые доказал шимпанзе экстренно решать задачи по добыванию приманки с орудий.
Мыслить логически
Во все времена считалось, что среди прочего человек отличается от животных умением строить свое мышление на причинных, а не ассоциативных связях. Это означает, что из множества совпадений человек может выделить истинную причину того или иного события. Именно эту преграду философы и психологи называли главным барьером, отделяющим животный разум от человеческого.
1-Разные ареалы рас нет конкуренции между личинкой и взрослым
пример: насекомых: взрослые комары живут в наземно-воздушной среде и питаются жидкой пищей. Самки - кровью теплокровных животных, самцы - соком растений, а их личинки - мотыль - обитают в воде и питаются микроорганизмами.
У земноводных: жабы - обитатели суши, едят насекомых и слизней, а их личинки - головастики - живут в воде и питаются водорослями, соскабливая их с подводных предметов.
Такие различия в среде обитания и питания избежать конкуренции между личинкам и взрослыми особями.
2- это индивидуальное развитие организма. У многоклеточных организмов онтогенез начинается с образования зиготы (при половом размножении) или с момента отделения потомка от материнской особи (при бесполом размножении) и продолжается до конца жизни. У одноклеточных начинается с момента образования организма в процессе деления материнской особи и заканчивается делением или смертью.
У животных выделяют два периода онтогенеза – эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный (послезародышевый).
все)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Выберите из предложенного перечня одноклеточный организм, не имеющий постоянной формы тела:а) инфузория-туфелька б) амеба обыкновенная в) эвглена зеленая г) лямблия передвижения инфузории-туфельки:а) псевдоподии б) реснички в) жгутики г) ложноножки3. Какой из данных организмов использует микотрофный питания, то есть смешанный:а) инфузория б) амеба в) эвглена г) малярийный плазмодий передвижения инфузории-туфельки:а) псевдоподии б) реснички в) жгутики г) ложноножки 5. Органоид клетки с которого эвглена улавливает свет:а) глазок б) сократительная вакуоль в) ядро г) клеточный рот6. Жидкая часть клетки амебы:А) ядро б) цитоплазма в) оболочка г) пищеварительная вакуоль.7. Органоиды эвглены зеленой, обеспечивающие её питание на свету:А) сократительная вакуоль б) ядро в) хлоропласты г) глазок.8. Среди перечисленных групп животных найдите ту, в которую включены только кишечнополостные:А) амеба обыкновенная, инфузория – туфелька, медуза – аурелияБ) пресноводная гидра, медуза – корнерот, красный кораллВ) дизентерийная амеба, лучевик, фораминифераГ) лямблия, зеленая эвглена, сувойка9. Клетки в теле кишечнополостных:А) расположены беспорядочно Б) образуют один слойВ) образуют два слоя Г) образуют три слоя10. Пресноводная гидра имеет симметрию тела:А) лучевую Б) двустороннююВ) на ранних стадиях развития лучевую, а во взрослом состоянии – двустороннююГ) на ранних стадиях развития двустороннюю, а во взрослом состоянии – лучевую11. Животные с двусторонней симметриейА) ведут сидячий образ жизни Б) ведут активный образ жизниВ) как правило, малоподвижны Г) преимущественно обитатели водоёмов12. Пищеварительная система ресничных плоских червей состоит изА) рта, глотки, слепо замкнутого кишечника Б) рта, глотки, желудка, кишечника, анального отверстияВ)рта, глотки, кишечника, анального отверстия Г) рта, глотки, желудка, кишечника13. К свободно живущим плоским червям относитсяа) белая планария б) ремнецв) кошачья двуустка г) бычий цепень14. Как питаются ленточные черви?а) с рта б) с глоткив) всасывают пищу всей поверхностью тела г) всасывают пищу с присосок15. Промежуточным хозяином печеночного сосальщика являетсяа) человекб) свиньяв) собакаг) малый прудовик16.Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых: а) живут взрослые паразиты; б) взрослые паразиты размножаются; в) сохраняются яйца; г) развиваются личинки. 17.Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых: а) живут взрослые паразиты; б) развиваются личинки; в) личинки питаются; г) живут только самки. 18.Печеночный сосальщик паразитирует: а) во взрослом состоянии в позвоночных, а в личиночном - в беспозвоночных животных; б) и во взрослом, и в личиночном состоянии в позвоночных животных; в) и во взрослом, и в личиночном состоянии в беспозвоночных животных; г) во взрослом состоянии - в беспозвоночных, а в личиночном - в позвоночных животных.19. Полость тела круглых червей?А)первичная; б) вторичная; в) кишечная; г) отсутствует.20. Половой диморфизм – это:A. Внешнее различие самцов и самокБ. Присутствие мужской и женской половой системы у особиB. Половое размножениеГ. Различие особей в зависимости от строения половой системы21. Нематоды обитают:А. Только в водеБ. Только в почвеВ. Паразитируют в других организмахГ. В водоемах, почве, паразитируют в других организмах22. Дыхание у нематод:A. ДиффузноеБ. КожноеB. ЖаберноеГ. Легочное23. Внешне самцы аскариды отличаются от самок:A) Цветом Б) РазмеромB) Отсутствием полового отверстия Г) Наличием полового отверстия24.Дождевой червь размножается:А) откладыванием яиц Б) спорамиВ) почкованием Г) вегетативно.25.Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что ониА) растворяют горные породыБ) измельчают растительные остатки, В) перемешивают почву поглощают из почвы минеральные солиГ) уплотняют почву.
1 б
2б
3в
4б
5а
6б
7в
8б
9в
10а
11б
12а
13а
14г
15г
16г
17в
18б