Цель урока: познакомить учащихся с основными видами тканей растений и их функциями.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с понятием «ткань».
Определить особенности строения растительных тканей: образовательной, покровной, основной, проводящей, механической.
Определить функции этих тканей.
Выявить взаимосвязь между строением и функцией ткани.
Тип урока: комбинированный с элементами метода проектов.
Форма организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы: рассказ учителя, беседа, самостоятельная работа с учебником, метод проектов.
Планируемые результаты:
Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии;
Метапредметные: овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;
Предиетные: определять понятие ″ткань″; характеризовать особенности строения и функции тканей растений; устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей; объяснять значение тканей в жизни растения
Содержание урока:
1 Актуализация знаний:
Вспоминают строение растительной клетки
Определяют, какие растения называют высшими, какие низшими
2 Изучение нового материала:
Проблема: одинаковы ли по строению все клетки в многоклеточном организме растений?
Гипотеза: клетки растений имеют различия в своём строении.
Вводится понятие «ткань».
Определяются виды тканей: образовательная, покровная, основная, проводящая, механическая.
Характеристика растительных тканей.
Вид ткани
Особенности строения
Функции ткани
Где находится ткань
образовательная
покровная
основная
проводящая
механическая
Выполняется самостоятельная групповая работа (проектная деятельность).
Типология проекта по содержанию – информационный, по времени выполнения- кратко минут урока).
Продукт проекта – схемы-рисунки «Растительные ткани».
Класс делится на 5 групп, каждая из которых изучает одну ткань:
1 группа – образовательную, 2 группа – механическую, 3 группа – покровную, 4 группа – проводящую, 5 группа – основную.
Задания группам:
Определить особенности строения данной ткани.
Определить функции данной ткани.
Заполнить таблицу по данной ткани.
На основе полученных знаний нарисовать схему строения данной ткани.
Представить свой «продукт» всем учащимся класс.
Вывод: разнообразие растительных тканей обусловлено их различными функциями и особенностями строения клеток, входящих в них.
Вопрос - целеполагание: зачем нужны знания о растительных тканях?
3. Оценка работы участников группы:
Ф.И.О.
Вид работы
Оценка группы
Самооценка
Оценка учителя
1….
2….
Виды работ: руководитель группы (распределяет поручения в группе), теоретик-консультант (изучает теоретический материал по учебнику), художник (выполняет рисунок), докладчик (презентует схему всему классу).
Критерии оценки:
«4» - отлично выполнялся один вид работы.
«5» - отлично выполнялись два и более вида работ.
4. Домашнее задание: заполнить таблицу «Характеристика растительных тканей
По размножения высшие растения разделяют на споровыеи семенные.К споровым растениям относят мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Мхи – это одна из самых древних групп высших растений. Представители этой группы наиболее просто устроены, их тело расчленено на стебель и листья. Они не имеют корней, а у наиболее простых – печеночных мхов даже отсутствует деление на стебель и листья, тело имеет вид слоевища. Прикрепляются мхи к субстрату и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами с ризоидов – выростов наружного слоя клеток. Это в основном многолетние растения небольших размеров.
На листостебельном растении или слоевище в половых органах развиваются половые клетки: сперматозоидыи яйцеклетки.Оплодотворение происходит только в присутствии воды (после дождя или в половодье), по которой передвигаются сперматозоиды. Из образовавшейся зиготы развивается спорофит – спорогон с коробочкой на ножке, в которой образуются споры. После созревания коробочка вскрывается, и споры распространяются ветром. При попадании во влажную почву спора прорастает и дает начало новому растению.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сравните биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным уровнем .