Животные-радары.
Давно замечено, что летучие мыши могут свободно ориентироваться ночью, летать и ловить насекомых. Далее в кромешной темноте глубоких подземелий они легко находят дорогу.
В конце XVIII столетия этими удивительными животными заинтересовался знаменитый итальянский естествоиспытатель Ладзаро Спаллаицани (1729-1799). Почему, думал ученый, летая в темноте, они не натыкаются на препятствия?
Чтобы выяснить этот вопрос, он поставил такой опыт: натянул на чердаке многочисленные нити в разных направлениях и впустил туда мышей. Рукокрылые свободно летали по чердаку, не задевая нитей. Тогда Спалланцани залепил им воском глаза, но, несмотря на это, они искусно облетали нити.
Швейцарский натуралист Шарль Жюрин повторил опыты Спалланцани и убедился, что и слепые мыши летают не хуже зрячих. Любознательный швейцарец на этом не остановился. Во втором опыте он воском залепил мышам глаза и заткнул ватой уши.
Результат оказался поразительным. Мыши как бы перестали “видеть”. Они натыкались на стены, на встречные предметы, сталкивались друг с другом.
Ученые решили, что эти животные обладают “шестым чувством”, которое им ориентироваться в полете.
Но что это за “шестое чувство” – никто не знал.
Загадочное явление ученым удалось объяснить лишь 200 лет спустя, в середине XX столетия.
Уже результаты опытов Спалланцани позволяли сделать вывод о том, что средством ориентировки у летучих мышей служит звук. Но откуда же возникают звуки? Ни стены, ни встречающиеся в полете мышам предметы звуков не издают.
Наблюдая за полетами мышей, голландский исследователь Дийграаф заметил, что они то и дело открывают и закрывают рот. Ученый сделал удивительное предположение, что мыши издают звуки, которых мы но слышим,- ультразвуки. Для того чтобы проверить свое предположение, он надел на голову зверька бумажный колпак с отверстием на передней стороне. При закрытом отверстии зверек был буквально бес и не мог летать, при открытом совершал виртуозные полеты.
Д. Гриффин и Р. Галамбос (США), углубляя исследования Дийграафа, установили, что летучие мыши обладают акустическими радарами, или природными эхолотами, и пользуются ими для “ощупывания” пространства. Посылают вперед звуки – ловят эхо.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. определите: последовательность нук¬лео¬ти¬дов на и-рнк, ан¬ти¬ко¬до¬ны со¬от¬вет¬ству¬ю¬щих т-рнк и ами¬но¬кис¬лот¬ную по¬сле¬до¬ва¬тель¬ность со¬от¬вет¬ству¬ю¬ще¬го фраг¬мен¬та мо¬ле¬ку¬лы белка (используя таб-ли¬цу ге¬не¬ти¬че¬ско¬го кода), если фраг¬мент цепи днк имеет сле¬ду¬ю¬щую по¬сле¬до¬ва¬тель¬ность нуклеотидов: гтгтатггаагт. №2. известно, что все виды рнк синтезируются на днк-матрице. фрагмент цепи днк, на которой синтезируется участок центральной петли трнк, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ацггтааттгцтатц. установите нуклеотидную последовательность участка трнк, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта трнк в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону трнк. ответ поясните. для решения используйте таблицу генетического кода. №3. в биосинтезе полипептида участвуют молекулы трнк с антикодонами уац, , гцц, цаа в данной последовательности. определите соответствующую последовательность нуклеотидов на ирнк, днк и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода. №4. и-рнк состоит из 156 нуклеотидов. определите число аминокислот, входящих в кодируемый ею белок, число молекул т-рнк, участвующих в процессе биосинтеза этого белка, и количество триплетов в гене, кодирующем первичную структуру белка. объясните полученные результаты.