Мета. Ознайомити учнів з особливостями будови плауноподібних і хвощеподібних, процесами їхньої життєдіяльності, роллю у природі та житті людини.
Основні поняття і терміни: спорофіл, стробіл, рівноспорові та різноспорові рослини,* спори, кам’яне вугілля, епідерма, кора, провідні тканини, вузли, меживузля, кореневище.
Методи і методичні прийоми: словесні (розповідь, бесіда (підготовча), розповідь з елементами бесіди); наочні (демонстрація обладнання); практичні (виконання лабораторної роботи); репродуктивні (бесіда) та пошукові (евристична бесіда, створення та розв’язування проблемних ситуацій); самостійна робота учнів з підручником; методи контролю і самоконтролю (тести).
Обладнання: таблиці з зображенням деревоподібних хвощів і плаунів, малюнки плаунів, занесених до Червоної книги України, сучасних хвощів, гербарні зразки та колекції видової різноманітності хвощів, плаунів, ілюстрації підручника. ЄТО
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровень. В-1. Часть А. 1.Биогеоценозом называют совокупность 1) популяций разных видов, обитающих на определенной территории 2) живых и неживых компонентов природы, связанных круговоротом веществ 3) взаимосвязанных популяций растений и животных 4) популяций одного вида, населяющих разные территории 2. Редуцентами в природном сообществе в основном являются 1) низшие растения 2) высшие растения 3) животные 4) грибы и бактерии 3.Сети питания – это 1) связи между родителями и потомством 2) родственные связи 3) обмен веществ в клетках организма 4) пути передачи веществ и энергии в экосистеме 4.Продуценты 1) создают органические вещества 2) частично разрушают органические вещества 3) потребляют готовые органические вещества 4) разлагают опавшие листья 5.Основоположник учения о биосфере 1) С.С. Четвериков 2) Н.И. Вавилов 3) В.И. Вернадский 4) Б.Л. Астауров 6.Последовательность, отражающая процесс зарастания леса после вырубки, составлена правильно 1) травы – кустарники – березы - ели 2) кустарники – березы – ели - травы 3) березы – травы – ели - кустарники 4) ели – березы – кустарники - травы 7.Из приведенных пищевых цепей составлена правильно 1) дождевой червь - листовой опад – крот – лисица 2) листовой опад – крот – лисица – дождевой червь 3) листвой опад – дождевой червь – крот – лисица 4) лисица – крот – дождевой червь – листовой опад 8.Из приведенных примеров пищевых цепей укажите ту, которая относится к цепи разложения 1) растения – овца – человек 2) растения – кузнечики – ящерицы – ястреб 3) фитопланктон – рыбы – хищные птицы 4) силос – дождевые черви – бактерии 9.Географическим критерием вида является его 1) биогеоценоз 2) ареал 3) экологическая ниша 4) биосфера 10.На любой последующий трофический уровень с предыдущего в пищевой цепи поступает энергии 1) 5% 2) 50% 3) 10% 4) 70% Часть В. Задание 1. Расположите в правильном порядке приведенные растения по ярусам в дубраве, начиная с верхнего. Гриб Дуб Ольха Орешник Малина Папоротник Задание 2. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Перечертите приведенную ниже таблицу и запишите в нее получившуюся последовательность цифр. Текст. В современной теории эволюции большое значение имеет понятие «популяция». Популяцией называют группу живых организмов, принадлежащих к одному (А) и обитающих на определенной (Б) в течение многих поколений. Отдельные (В), входящие в состав популяции, рождаются и умирают, а вид продолжает существовать. (Г), возникшая в данной популяции, может перейти в другие популяции того же вида, поскольку особи, принадлежащие к одной популяции, могут мигрировать в другую и скрещиваться с другими особями. Термины: 1) вид, 2) группы, 3) класс, 4) мутация, 5) особь, 6)популяция, 7) территории.
а1)1 в1) 1дуб2ольха 3малина 4папоротник 5орешкик 6гриб
а2)4 в2) А1 Б7 В2 Г4
а3)4
а4)4
а5)3
а6)1
а7) 3
а8) 2
а9) 2
а10) 3
Объяснение: