Экскурсия "Природные биогеоценозы"
Школьные натуралистические экскурсии
Цели экскурсии:
Обобщить знания о природных сообществах, раскрывая на примере конкретного биогеноценоза видовое многообразие (бактерии, грибы, растения, животные); среду их обитания, факторы неживой и живой природы, антропогенный фактор, сезонные изменения в жизни живых организмов; использование знаний о закономерностях эволюционного процесса в природной среде, о его критериях и факторах на конкретных примерах.
Используя знания о закономерностях природного сообщества, показать их уязвимость со стороны человека; принятие конкретных решений по рациональному природоиспользованию; воспитание чувства ответственности и сопричастности к экологически неблагополучным местам в природном сообществе; формирование экологического мышления.
Задачи
На конкретном биогеоценозе раскрыть его основные компоненты.
Рассмотреть и установить структуру биогеоценоза степного участка. Выявить характер размещения особей в популяциях, их численность, границы, жизненные формы, возрастной спектр, послойное размещение в популяции.
Установить условия жизни в сообществе, круговорот веществ и поток энергии в нем.
Выяснить основные формы взаимодействия различных компонентов биогеоценоза (живых, костных и биокостных).
Показать сезонные и временные изменения в биогеоценозе.
Добиться понимания учащимися условий, обеспечивающих устойчивость биогеоценоза.
Составить перспективу дальнейшего существования конкретного биогеоценоза.
Используя знания по теории эволюции и закономерностях развития биогеоценоза, обосновать необходимость его охраны и рационального использования.
Подготовительный этап
В феврале утвердить сроки и место проведения экскурсии.
Обсудить задания с учителями литературы и обществоведения.
За месяц до проведения экскурсии объявить учащимся тему, цель и ознакомить со списоком литературы для подготовки к заданиям и написанию отчета.
Обсудить содержание экскурсии “При растений и животных к совместному обитанию в природном сообществе”, проведенной в восьмом классе кинофильма “Растительные сообщества”.
Анализ гербарного материала по видовому разнообразию степного биогеоценоза.
Подготовить оборудование: люксметр, рулетка, линейка, термометры, компас, фотоаппарат, рамка с сеткой, папка и копалка для сбора растений, большой конверт для каждого звена с указанием даты проведения экскурсии, темы, цели, номера звена. В конверте находится схема маршрута, задания и блокнот.
Составление схемы маршрута экскурсии и плана ее проведения.
Проведение экскурсии
На первой остановке уточняется маршрут, состав звеньев, напоминаются правила поведения в природе, с списка эдификаторов степных сообществ уточняются виды, которые будут встречаться по маршруту экскурсии: злаки (образующие крупнодерновинные виды – ковыль и мелкодерновинные – типчак) – пырей ползучий, тимофеевка обыкновенная и степная, костер безостый и береговой, житняк; из класса двудольных – шалфей остепненный, василек русский и сумской, люцерна серповидная, астрагал, осока низкая, льнянка дроколистная, вейник наземный, полынь обыкновенная (чернобыльник), полынь метельчатая, горькая и австрийская, тысячелистник благородный и обыкновенный, цикорий обыкновенный, горец шероховатый и вьюнковый, мордовник круглоголовый и русский, латук татарский и компасный; кустарники – ракитник русский и дрок красильный.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Наука, изучающая строение органов и их систем, называется а) физиология; б) ботаника; в) анатомия; г) микология. Орган человека, который находится в брюшной полости: а) бронхи; б) аорта; в) пищевод; г) печень. Иммунитет, приобретенный в результате введения лечебной сыворотки или предупредительной прививки называется: а) искусственный; б) врожденный; в) естественный; г) наследственный. Пострадавшего с переломом позвоночника следует транспортировать на твердой поверхности: а) лежа лицом вверх ; б) сидя; в) лежа лицом вниз; г) лежа на боку. Расположите в правильном порядке органы дыхательной системы человека, по которым воздух проходит при вдохе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) трахея; 4) носовая полость; 2) альвеолы легких 5) гортань; 3) бронхи; 6) носоглотка. Установите соответствие между отделом пищеварительного канала человека и процессом пищеварения, который в нем происходит. Каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Рядом с буквами цифры выбранных ответов. Процессы пищеварения: Отделы пищеварительного канала: А) уничтожение микроорганизмов соляной кислотой; 1) желудок; Б) механическая обработка пищи; 2) ротовая полость; В) первичное расщепление углеводов; Г) переваривание белков; Д) склеивание пищи в комок; Е) образование пепсина. Выберите три верных утверждения. Терморегуляция организма происходит благодаря: а) сокращению мышц кожи; б) расширению кровеносных сосудов; в) образованию кожного сала; г) потоотделению; д) образованию витамина Д. Установите соответствие. Признак: Нарушение зрения: А) изображение фокусируется перед сетчаткой; 1) дальнозоркость; Б) изображение фокусируется за сетчаткой; 2) близорукость; В) лучше видны предметы вдали; Г) лучше видны предметы вблизи; Д) корректируется двояковогнутыми линзами; Е) корректируется двояковыпуклыми линзами. Барабанная перепонка находится: а) на границе между средним и внутренним ухом; б) между наковальней и стремечком; в) между улиткой и вестибулярным аппаратом; г) на границе между наружным и средним ухом. Перечислить кости скелета верхних конечностей.
Профаза I. Спирализация хромосом. Гомологичные хромосомы располагаются параллельно друг другу и обмениваются некоторыми гомологичными участками (конъюгация хромосом и кроссинговер, в результате которого происходит перекомбинация генов). Разрушается ядерная оболочка, начинает формироваться веретено деления.
Метафаза I. Пары гомологичных хромосом располагаются в экваториальной плоскости клетки. К центромере каждой хромосомы присоединяется нить веретена деления. Причем к каждой только одна таким образом, что к одной гомологичной хромосоме присоединена нить с одного полюса клетки, а к другой – с другого.
Анафаза I. Каждая хромосома из пары гомологичных отходит к своему полюсу клетки. При этом каждая хромосома продолжает состоять из двух хроматид.
Телофаза I. Образуются две клетки, содержащие гаплоидный набор удвоенных хромосом.