Семенами называют надземные и подземные части растений, пригодные, а главное, используемые для размножения самих растений. Говоря о семенах, обычно оперируют терминами "семенной" и "посадочный" материал растений производить новое поколение особей того же вида и сорта называется к размножению. В свою очередь, размножение может осуществляться семенным и вегетативным путем, и так называемым методом культуры клеток.
1. Семенное размножение присуще большинству овощных культур и заключается в прямом посеве собственно семян в открытый или защищенный грунт.
2. Вегетативное размножение заключается в использовании различных частей растений (кроме собственно семян). Вегетативными органами могут служить корневища, клубни, луковицы, черенки и отводки. К вегетативному размножению относят и прививку (когда часть одного растения приживляют к другому).
3. Размножение методом культуры клеток предполагает воспроизводство нового поколения растений посредством их выращивания из отдельных клеток или частичек тканей растений-доноров. Конечно этот метод не осуществим в практике любительского растениеводства. Но он замечателен тем, что в будущем позволит наладить промышленное производство ценных культур в короткие сроки. Высокая скорость наращивания клеточной массы с сохранением всех сортовых и других ценных качеств определенного растения - основное его достоинство. Известно, например, что ежегодный прирост массы корня женьшеня составляет примерно 9 г (начиная с третьего года выращивания). Соответственно, чтобы получить всего лишь 50 граммов этого ценнейшего лекарственного сырья, потребуется примерно 12 лет. А метод культуры клеток позволяет сократить эти сроки до 6-7 недель. Как говорится, почувствуйте разницу! Вполне возможно, что недалек тот день, когда в пакетиках, вместо привычных семян, мы будем покупать некую порошкообразную или жидкую субстанцию, их заменяющую.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Выполните лабораторную работу №1 «Морфологическое описание растения семейства Лилейные». Цель: формирование навыков морфологического описания растений Оборудование: § 29, текст на с. 168-170, рисунки 128, 129 Ход работы ( Название растения: 7. Лук - черемша *См. индивидуальное задание в списке класса. Орган растения Особенности внешнего строения (выбрать нужное) 1. Корневая система а. мочковатого или стержневого типа б. образует ли видоизменения: корнеплоды или корнеклубни 2. Стебель а. прямостоячий, стелющийся, вьющийся, цепляющийся б. травянистый или одревесневающий 3. Лист а. прикрепление к стеблю с черешком или без черешка б. имеются ли прилистники в. расположение на стебле очередное, супротивное или мутовчатое г. форма листовой пластинки: округлая, сердцевидная, овальная, ланцетная… д. край листа: цельный, пильчатый, зубчатый, городчатый, выемчатый… е. жилкование: сетчатое, дуговое или параллельное ж. лист или сложный 4. Цветки а. прикрепление к стеблю цветоножкой или сидячее б. одиночные или собраны в соцветие, тип соцветия в. околоцветник или двойной, сростно – или раздельнолистный, правильный или неправильный г. количество листочков - ?; чашелистиков -? и лепестков -? д. цветки обоеполые или раздельнополые е. количество пестиков и тычинок, сросшиеся или раздельные ж. формула цветка 5. Плоды а. сухие или сочные, односемянные или многосемянные б. тип плода Вывод: (указать, к какому классу и семейству относится данное растение и на основании каких признаков) Растение … относится к классу …., т.к. имеет а) …, б) …., в) …, г)… , к семейству …., т.к. имеет а)…, б)…, в)… .