Понятие об органе и системе органов. орган —это часть тела организма со свойственной ему определенной формой, строением и функцией. примерами органов являются сердце, легкие, почки, желудок, головной и спинной мозг и др. в состав органа входят разные виды тканей, из которых, как правило, одна или две доминируют. так, в желудке имеются различные виды соединительной ткани, мышечная и нервная ткани, однако мышечная и эпителиальная, определяющие специфику строения и функций этого органа. органы, сходные по общему строению, функциям и развитию, объединяются в системы органов человека. различают опорно- двигательную, пищеварительную, кровеносную, дыхательную, выделительную, половую и нервную системы. организм — единое целое. регуляция деятельности организма. организм человека — единая система. между отдельными его структурами (клетками, тканями, органами, системами органов) в процессе жизнедеятельности устанавливается тесная взаимосвязь и взаимодействие. все процессы, происходящие в организме человека, соподчинены и согласованы друг с другом. поэтому на любой раздражитель, поступающий как из внешней среды, так и из разных органов и тканей, организм человека реагирует как единое целое. такая интеграция всех систем органов в единый организм, позволяющая ему нормально существовать в постоянно меняющихся условиях внешней среды, достигается двумя механизмами регуляции функций — нервным и гуморальным нервная регуляция осуществляется нервной системой —головным и спинным мозгом — через отходящие от них нервные волокна, которыми пронизаны все органы тела человека. этот вид регуляции обеспечивает быстрые ответные реакции организма в целом, или его определенных клеток, или их групп (локальный ответ) на то либо другое раздражение. нервная регуляция носит рефлекторный характер.рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии цнс. разные раздражители, постоянно воздействующие на организм, воспринимаются специализированными рецепторами. есть рецепторы, воспринимающие раздражения светом, звуком, теплом, холодом, прикосновением и др. возникшее в форме нервного импульса возбуждение от рецепторов передается по чувствительным нервным волокнам в соответствующий нервный центр цнс, регулирующий деятельность строго определенного органа. нервный центр — это совокупность вставочных нейронов, обеспечивающих переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные. из цнс по двигательным нейронам оно передается к различным органам, отвечающим соответствующим образом на поступившее возбуждение. путь, по которому возбуждение распространяется от рецептора до эффектора (рабочего органа), называется рефлекторной дугой(рис. 12.3). в состав рефлекторной дуги входят: рецептор, чувствительный нерв, нервный центр, двигательный нерв и исполнительный (рабочий) орган — эффектор. рефлекторная дуга выполняет свои функции только при условии целостности всех составляющих ее элементов.  рис 12.3. рефлекторная дуга: 1 — нервное окончание чувствительного волокна; 2 — чувствительное волокно; 3 —спинномозговой узел; 4 — отросток чувствительного нерва; 5 —вставочный нейрон; 6 — центробежный нейрон; 7 —двигательное нервное волокно; 8 — нервное окончание в мышце. наряду с возбуждением большое значение для рефлекторной реакции организма имеет торможение. торможение — это нервный процесс, выражающийся в задержке возбуждения в ответ на раздражение или в ослаблении уже возникшего в кореголовного мозга возбуждения. оба процесса—возбуждение и торможение — взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают нормальную согласованную деятельность всех органов и организма в целом. например, во время бега или ходьбы в нервных центрах происходит чередование возбуждения и торможения, которому обеспечивается регуляция работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. гуморальная регуляция осуществляется биологически активными веществами —гормонами, поступающими к тканям и органам через жидкости внутренней среды организма —кровь, лимфу, тканевую жидкость. гормоны вырабатываютсяжелезами внутренней секреции вдали от регулируемого органа и оказывают регулирующее воздействие сразу на многие органы и ткани. как правило, гормональной регуляции подвергаются медленно протекающие процессы (рост тела, половое созревание и несмотря на указанные различия в скорости и локальности воздействия, обе системы регуляции взаимосвязаны друг с другом. многие гормоны влияют на деятельность нервной системы, а нервная система, в свою очередь, оказывает регулирующее действие на протекание всех процессов в организме, в том числе и на гуморальные.
KononovaMaiorov453
03.06.2021
Морфология растений - изучает внешнее строение растений, исследует закономерности и обусловленность внешней формы растений. Анатомия растений - исследует особенности закономерностей внутреннего строения растений. Цитология растений - изучает строение клеток растений. Гистохимия растений - с микрохимических реакций выявляет и исследует вещества, находящиеся в растительной клетке. Эмбриология растений - раздел ботаники, исследующий закономерности зарождения организма в первые этапы его развития. Физиология растений - изучает жизнедеятельность растений: обмен веществ, рост, развитие и т. п. Биохимия растений - исследует процессы химических превращений как химических соединений, входящих в состав самого организма, так и веществ, поступающих в него из окружающей среды. Экология растений - изучает взаимоотношения растений и среды. География растений - выявляет закономерности распределения растений в пространстве. Геоботаника - изучает растительный покров Земли. Систематика растений - занимается классификацией растений и их эволюционным развитием.