безусловное: собаку, никогда не видевшую поезда, начинают дрессировать недалеко от полотна железной дороги. конечно, проходящий поезд к торможению выполняемых ею приемов. условное: всем хорошо известно, что собаки, содержащиеся в питомнике, где за ними ухаживают люди в определенной форменной одежде (в форме милиции или армейской форме), реагируют по-разному даже на незнакомых для них лиц, в форменной или гражданской одежде. на незнакомого человека в форменной одежде активно-оборонительная реакция слабее (а то ее и совсем не бывает), чем на человека в гражданской одежде.
светло-серый фон вокруг черного квадрата по контрасту кажется белым. от черного квадрата нет световых раздражений. в соответствующих корковых клетках зрительного анализатора возникает тормозной процесс, который по индукции усиливает процесс возбуждения, возникший в соседних клетках от восприятия светло-серого фона. создается иллюзия более яркого освещения этого фона, чем оно есть в действительности. второй пример. однотонная тихая речь учителя на уроке, не сопровождаемая демонстрацией наглядных пособий или опытов и не содержащая ярких описаний, быстро утомляет школьников, особенно детей младшего возраста. их внимание становится рассеянным. в утомленных нервных клетках рече-слуховой области коры возникает процесс торможения, который по индукции усиливает возбуждение соседних нервных клеток зрительного, слухового и двигательного анализаторов, вызываемое действием слабых раздражений: ребенок теперь замечает случайный скрип парты, шелест бумаги сзади, покашливание; разглядывает свои руки и предметы, лежащие на парте, сидящих впереди учеников; перебирает в карманах или в парте какие-либо знакомые вещи и т. д. ориентировочные рефлексы на посторонние слабые раздражители усиливаются именно потому, что основной раздражитель — голос учителя — вызвал стойкое торможение в рече-слуховой области коры. это — одновременная положительная индукция. в качестве примера последовательной положительной индукции можно тот же факт со скучным уроком: после долгого вынужденного сидения в классе даже дисциплинированные дети и подростки проводят довольно шумные перемены. длительное торможение двигательных реакций сменилось повышенной двигательной активностью. индукционные отношения основных нервных процессов существуют также между корой и ближайшей подкоркой. при сильных эмоциях (гнев, страх, отчаяние) возбужденная подкорка вызывает по индукции торможение корковых нервных связей, прежде всего второсигнальных, этим объясняется недостаточная разумность некоторых действий эмоционально возбужденного человека. возможно и обратное отношение.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
у них есть опора у лбого из них