метод «лабиринта». суть метода заключается в следующем: подопытному животному ставится – найти путь к определенной, непосредственно не воспринимаемой им цели (пища или убежище). в экспериментах используются как двухмерные, одноуровневые лабиринты, где животное перемещается в одной плоскости, так и трехмерные, двухуровневые, где оно может перемещаться в двух плоскостях. при отклонениях от правильного пути иногда используют наказание животного. результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения «цели» и по количеству допущенных ошибок. данный метод позволяет изучать способности животных к научению, к выработке двигательных навыков, а также способности к пространственной ориентации. при этого метода можно выяснять роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений и других психических функций.
2. метод «обходного пути». особенность данного метода заключается в том, что животное непосредственно воспринимает объект, на который направлены его действия уже в начале опыта. обычно этим объектом является пища. в отличие от метода «лабиринта», в данном методе животному приходится для достижения объекта обойти одну или несколько преград. в экспериментах с использованием метода обходного пути учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения животного, степень сложности , скорость ее решения при поиске животным обходного пути и достижения результата.
3. метод «дифференцировочной дрессировки». данный метод используют для выявления способностей животного к различению объектов и их признаков, при этом объекты предъявляют одновременно или последовательно. при правильном выборе объекта животное вознаграждается, этот способ носит название положительная дрессировка, в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора применяют наказание за неправильный выбор, этот способ носит название положительно-отрицательная дрессировка. последовательно уменьшая различия между признаками объектов, исследователь может выявить у животного пределы различения (дифференцировки) данного качества предметов. таким образом изучают особенности зрения у животных разных видов (остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм), процессы формирования навыков, памяти животных (по времени сохранения результатов тренировки), а также способности животных к обобщению.
4. метод «выбора на образец». данный метод является вариантом метода дифференцировочной дрессировки и применяется для изучения сенсорных систем высших животных (обезьян). животное должно выбрать из ряда объектов тот объект, который соответствует образцу. образец предъявляется животному в начале эксперимента, при этом в ходе эксперимента правильный выбор обычно положительно подкрепляется.
5. метод «проблемной клетки (ящика)». в экспериментах, когда используется данный метод, животному, чтобы получить подкрепления (корм или свободу), необходимо открыть (иногда в определенной последовательности) затворы на дверце клетки или крышке ящика. этот метод позволяет исследовать сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. особенно продуктивно применение этого метода при изучении животных с развитыми хватательными конечностями (крысы, еноты, обезьяны). при постановке экспериментов для выявления высших психических способностей животных, им обычно для решения предоставляется возможность использовать различные орудия (палки, блоки и тому подобное). используя этот метод, при постепенном усложнении , в процессе экспериментов, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и сенсорных компонентах интеллекта животных.
6. метод анализа обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами. данный метод исследования позволяет судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и синтезу, а также позволяет проследить предысторию трудовой деятельности человека.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Различие во внешнем строении и образе жизни прыткая ящерица и гребенчатый тритон