Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной то есть основы культуры поведения.
Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.
Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Дети лишенные родительского попечения уже на первом году жизни отличаются от своих ровесников проживающих в семье: они вялые, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, слабо проявляются эмоции. Также для этих детей характерно нарушение социализации: они не умеют вести себя за столом, не адаптироваться в незнакомой среде и новым обстоятельствам. В последствии это приводит к проявлению дивиантного поведения в более старшем возрасте.
Таких детей необходимо приучить сначала к режимным моментам – умывание, одевание, сон, питание и т.д., которые предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения.
В нашей семье проживает 11 детей:
от 3 до 5 лет – 4 ребёнка,
от 5 до 6 лет – 7 детей.
Наблюдения показывают, что 50 % детей не владеют культурно – гигиеническими навыками, у 90 % - детей не развита культура общения, а культура деятельности не развита у 30 % детей.
Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу показал, что этой проблемой занимались Мудрик А.В., Буре Р.С., и другие. Изучение трудов этих авторов, а также изучение программ “Детство”, “Азбука общения” позволило сделать вывод, что решение проблемы “Воспитание культуры поведения” в условиях образовательных учреждений для детей – сирот дошкольного возраста недостаточно проработано. Поэтому возникла необходимость в создании программы “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста в условиях Петропавловского детского дома”.
Цель: Формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Задачи:
Привитие навыков культурного общения.
Формирование культурно – гигиенических навыков.
Формирование начальных элементов трудовой деятельности.
Программа рассчитана для занятий с детьми от 3 до 6 лет в течение 3 лет. В основу тематического плана второго и третьего года занятий с детьми взята программа “Азбука общения” Шипициной Л.М.
В данной программе предусматриваются следующие направления воспитательной работы:
культура деятельности;
культура общения;
культурно-гигиенические навыки.
При реализации программы очень важно учитывать следующее:
При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.
Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру. Такое обучение предполагает следующие этапы:
Объяснение:
I Авторы: Міржақып Дулатов 1885 жылы 25 қарашада бұрынғы Торғай облысының Жангелдин ауданындағы Қызбел атырабында дүниеге келген. Қазақтың тұңғыш романының авторы.
II Шығарманың тақырыбы: Шығармаға арқау болған оқиғалар ХХ ғасырдың басындағы қазақ өлкесінде жиі кездесетін жас қыздардың қалың малға сатылып, сүймеген адамдарына ұзатылуы, олардың теңдік үшін күрес мәселелері суреттеледі. 1910 жылы «Бақытсыз Жамал» романы Қазанда басылып шықты
III Әдеби жанр түрі: Эпос - өмір шындығын мейлінше мол қамтып, кең суреттейтін, адам мінездерін мүмкіндігінше терең ашып, жан-жақты танытатын күрделі жанр. Проза.
IV Эпикалық жанр түрі: Кең көлемді поэма. Өйткені өмірде болған құбылысты, алуан-алуан адам тағдыры мен заман шындығын көлемді суреттеп берген. Қазақтың тұңғыш романы. Бұл роман туралы алғашқы пікір айтқан Ахмет Байтұрсынов: «Қазақты бұрын роман жоқ еді. Біздің арамызды қазақша бірінші роман жазған Міржақып Дулатов болды» - деп жазады.
V Шығарманың идеясы: Сол кездегі шындық өмірді көрсету, сол шындық арқылы оқырманына ой салу. Қазақ қыздарының тағдырын көрсету.
VI Шығарманың композициялық құрылысы.
VI.1. Шығарманың басталуы: Көктал қыстаған Құрман атаның ауылы жайлауға қонып, көптен көріспеген ел мәре-сәре болып жатқанда ауылға екі адам келіп түседі. Ертесіне ауылға крестьянский начальник келеді. Бәрі соның келуін тамашалап отырғанда топ ішінде Сәрсенбайдан біреу Шолпан жеңешем «тақия тігіп беретін» тапты деп сүйінші сұрайды.
VI.2. Шығарманың дамуы: Ары қарай оқиғаны жалғастырмас бұрын Сәрсенбайдың кім екеніне тоқталып өтеді. Ол еш оқымаған, момын а көтермей бір күні қу бас деген сөз естіп, үйленуге бел буып, ағайындарын жинап, Жарас молданың Шолпан атты қызын алады. Сәрсенбай 45-ке, Шолпан 17-ге келгенде манағы топ ішінде сүйіншілеген Жамал дүниеге келеді. Бірінші көрген баласы болған соң Сәрсенбай үлкен той жасайды.
VI.3. Шығарманың байланысы: Жамал сағынып көрген баланың алды болған соң бетінен қақпай, ұл балаша тәрбие береді. Бірде Сәрсенбайдың үйіне молда келеді. Жамалжан деп әкесі жұмсап жібереді. Сонда молда мырзаңызға қыздың есімін қойғансыз ба? – деп таңданады. Сонда ұл баладан кем екендігін айтқанында, молда қыз балаға тұлым қойып, оқыту керектігін ескертіп кетеді. Содан кейін Сәрсенбай Ғазиз деген татар оқытушысын ұстап, Жамалды оқытады, қызша киіндіреді. Қалампыр: «Жамал әлі кішкентай, өссін, сосын тұлым қойып, оқытамыз» - дейді. Сыртқа жаны ашып тұрғандай болғанымен ішінен тоқалдың қызын жақтырмайды. Ғазиз Жамалдың зеректігін байқап, сабақ соңынан алып қалып, әріп таныта бастайды. Жамал қазақтың қисса-жырларын жатқа білетін болады.
VI.4. Шығарманың шиеленісі: Сәрсенбай болыстыққа сайлауға түседі де жеңіліп қалады. Кеткен шығынын ойласа намысына тиетін болады. Сөйтіп жүргенде болыспен құда Байжан таз Жұман баласына қыз іздеп, Сәрсенбаймен құда болады. Жамал өсе келе атастырылған жарының жаман, таз, ақылсыз екенін біледі. Өз көңілін көтеру үшін үнемі жиын-тойларға барып жүреді. Сондай тойлардың бірінде Ғалимен танысады.
VI.5. Шығарманың шарықтау шегі: Ғали мен Жамал арасында махаббат оты орнап, үнемі хат жазысып жүріп, бір күні екеуі қашып кетеді. Қаладағы саудадас досы Фатихолла байдың үйін паналайды. Бұларды іздеп маза бермегендіктен Ғалидың нағашылары жаққа кетеді. Онда Ғали бара сала 13 күн ауырып, бейсенбі күні түс кезінде көз жұмады. Жамалды шешесі келіп алып кетеді. Ғалидің өлімі Жамалдың Байжан босағасына баруына себеп болады.
VI.6. Шығарманың шешімі: Байжанның үйінде Жамал еш бақыт таба алмайды. Боранды түнде қалаға барып, Фатихолланың үйінде самауыр қайнатсамда, Байжанның таяғынан құтылайын деп боранды түнде адасып өледі
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 8. Определите количество молекул ДНК перед митозом, после митоза, после
2n = 8. Генетический набор:
1. - перед митозом 16 молекул ДНК;
2. после митоза 8 молекулы ДНК;
3. после первого деления мейоза 8 молекул ДНК;
4. после второго деления мейоза 4 молекулы ДНК.