С формированием мышления и языка началось становление производственных, социально-экономических отношений как особого уровня организации материи – социальной жизни. Своеобразие социального вида материальности заключается в том, что она, в отличие от природной материи, не может существовать без сознания. Поэтому общественное бытие, в отличие от естественной природы, носит не объективный, а субъектно-объектный характер. Человек – это высший уровень организации того вида материи, которая осознает саму себя.
Биологическое и социальное – это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Органическое целое (структура) возникает лишь тогда, когда между исходными компонентами создается система устойчивых внутренних связей, и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества. Соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение, в рамках которого социальное играет приоритетную, интегративно-преобразующую роль.
Элементы физической культуры имели место на самом раннем этапе человеческой цивилизации. Условия жизни членов первобытного общества во многом определялись защитить себя и своих сородичей от диких зверей и животных, преодолевать естественные препятствия и большие расстояния в поисках добычи. В этом смысле человека быть сильным, ловким и выносливым становились жизненно важными.
Создание физической культуры, как специфической сферы общественной деятельности, обособленной от добывания материальных благ, необходимых для существования, произошло на этапе древней истории (80000 лет до н. э.) [40].
Характерными системами физической культуры эпохи рабовладения являются спартанская и древнегреческая (5-4 тыс. лет до н.э.). Дети в Спарте до 7 лет воспитывались в семье. Затем их отдавали в специальные общественные дома, в которых практиковалось суровое воспитание. Большое значение придавалось физическим упражнениям. В 18 лет юноши подвергались испытанию, после которого им выдавалось оружие, и они становились воинами. Задачей женщин было рожать здоровое, крепкое наследие. Молодые спартанки до замужества упражнялись в беге, борьбе, различных видах метаниях.
Воспитание в Афинах было более гармоничным. Идея гармоничного развития личности выражена у древних эллинов в формуле - о некультурном человеке они говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать». Древние греки являются родоначальниками Олимпийских игр. Каждые 1417 дней, начиная с 776 года до н.э., проводились состязания в беге, метаниях, прыжках, кулачном бое и заездах колесниц. Самым трудным и в тоже время самым популярным было пятиборье – пентатлон.
Многие великие философы того времени (Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур и др.) были участниками и победителями античных Олимпиад [27, 37]. Право участвовать в них имели только греки по происхождению, причем только свободные люди (не рабы) и только мужчины. В преддверии Игр объявлялось Олимпийское перемирие – экехирия. Должны были прекращаться все распри и войны. Никто не имел право вступить на территорию Олимпии с оружием. Участвовать в Олимпийских играх считалось честью и требовало не меньшей ответственности. Атлет должен был десять месяцев готовиться дома и ещё месяц усиленно тренироваться в Олимпии. В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился, и буду честно соревноваться со своими соперниками!». Победители соревнований - олимпионики награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.
В 394 году до н.э. Римский император Феодосий первые олимпийские соревнования запретил. Отличительной чертой физической культуры в феодальном обществе была подготовка и участие в рыцарских турнирах. В капиталистическом обществе происходит возобновление после 15-векового перерыва (по инициативе Пьера де Кубертена в 1896 году) первых Олимпийских игр современности, которые состоялись в Афинах, и началось развитие современных видов спорта.
Основные даты, характеризующие развитие физической культуры и спорта в нашей стране в веке:
1908 год - на четвертых Олимпийских играх приняли участие восемь российских спортсменов. Первый российский Олимпийский чемпион – фигурист Николай Панин–Коломенкин;
1913 год – первая Всероссийская Олимпиада;
1929 год – Решением Совнаркома введены обязательные учебные занятия по физической культуре в вузах;
1952 год – дебют спортсменов СССР на ХV летних Олимпийских играх в Хельсинки (медали: золото – 22, серебро – 30, бронза – 19 - второе общекомандное место после США);
1956 год – дебют спортсменов СССР на VII зимних Олимпийских играх в «Кортино – д. Ампеццо» (медали: золото – 7, серебро – 3, бронза –6; первое общекомандное место);
1980 год – ХХII летние Олимпийские игры в г. Москве. Студент технологического факультета Игорь Соколов – Олимпийский чемпион в пулевой стрельбе.
В 2013 году в Казани соревнования Всемирной летней Универсиады.
В 2014 году в Сочи состоялись ХХII зимние Олимпийские игры.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Верны ли утверждения? А) Правила глобальной политики безопасности могут быть распространены как на сетевые взаимодействия, так и на
тест уже прошел свою проверку