Вопросы для сравнительной характеристики либералов |
Славянофилы |
Западники |
Кто относился к движению? |
Самарин Ю.Ф. Хомяков А.С. А.И.Кошелев Братья Киреевские Сочувствовали движению братья Аксаковы, В.И. Даль А. Островский, Ф.И. Тютчев |
Тургенев И.С. Анненков П.В. БоткинВ.П. Грановский Т.Н. Чаадаев П.А. Гончаров А.И. Корш В.Ф. Панаев И.Н. |
Какой государственный строй нужен России? |
Самодержавие, власть которого ограничена земским собором. Считали, что это поможет избежать потрясений и революций |
Демократическая республика (конституционная монархия). Ставили в пример парламентский строй Англии и Франции |
Как относились к самодержавию? |
Критиковали монархический строй |
Критиковали монархический строй |
Как относились к крепостному праву? |
Ратовали за отмену крепостного права с сохранением помещичьих хозяйств |
Предлагали полную и немедленную отмену крепостничества, считая, что оно тормозит прогресс |
Как относились к капиталистическому строю? |
Отрицательно. Однако понимали при этом, что должны развиваться торговля, транспорт, банковское дело |
Положительно. Ратовали за бурное развитие капитализма в России |
Как относились к гражданским правам народа? |
Частично признавали необходимость гарантий гражданских прав со стороны государства |
Полностью признавали необходимость гарантированных гражданских прав |
Как относились к религии? |
Считали, что православие –единственно приемлемая религия для русского народа, также считали ее высочайшей ценностью. Критиковали прагматичный католицизм |
Критиковали православие, терпимо относились к другим религиям |
Как относились к реформам Петра 1? |
Считали реформы Петра 1 подражательскими и искусственно навязанными России |
Возвеличивали личность Петра1, считали его реформы прогрессивными |
Как относились к крестьянской общине? |
Община, основанная на началах равенства – это будущее России |
По этому поводу мнения расходились. Большинство предлагало опять же европейский путь развития |
Какой путь изменения государственного строя предлагали? |
Предлагали мирный путь, изменения в стране должны произойти за счет реформ |
Революцию не приветствовали, но некоторые из представителей движения считали, что революция в России неизбежна |
Какое место отводили России в мировом историческом процессе? |
Ратовали за то, что Россия – особенная страна, и ее путь развития должен коренным образом отличаться от европейского. Ее самобытность должна выражаться в отсутствии борьбы социальных групп |
Считали историю России ничем иным, как частью общемирового исторического процесса, исключали народную самобытность |
Как относились к отмене смертной казни в России? |
Выступали за отмену смертной казни в России |
Мнения по этому вопросу разделились |
Как относились требованию провозгласить свободу печати? |
Положительно, требовали свободы печати и отмены цензуры |
Положительно. Также ратовали за свободу печати |
Какой основной принцип провозглашали? |
«Православие, самодержавие, народность!» Провозглашали духовность и свободу личности в духовном плане |
«Разум и прогресс!» |
Отношение к наемному труду |
Не признавали наемный труд, предпочитая труд в общине на началах равенства |
Признавали преимущество наемного труда и здоровой конкуренции |
Как относились к прошлому России? |
Идеализировали прошлое, считали, что Россия должна вернуться к прошлому |
Критиковали историю России, не видя в ней ни одного рационального момента, кроме реформ Петра 1 |
Заслуги и значение для дальнейшего развития России |
Критика преклонения перед Западом. Считали народ вершителем истории, осознавали самобытность истории и культуры своей страны. Критика самодержавия и крепостничества. Вера в великое будущее России |
Беспощадная критика крепостного строя и самодержавия. Признание значения научно-технического прогресса. Способствовали развитию общественно - политической мысли в России. |
ЛИБЕРАЛЬНО-БУРЖУАЗНОЕ |
РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ (РАДИКАЛЬНОЕ) |
|
Выступали за буржуазное правовое государство типа английской монархии. Путь решения – реформы |
Выступали за буржуазно-демократическую республику, а со временем – за социалистический путь решения – революцию |
|
СЛАВЯНОФИЛЫ |
ЗАПАДНИКИ |
1) декабристы: «Конституция» Муравьёва и «Русская правда» Пестеля. Оба за полную отмену крепостного права. Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию — исполнительная власть у императора (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная — у парламента («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной — «Державная дума» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. П.И. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. 2) революционные демократы – Герцин, основатель общинного социализма в России. Три положения: а) свержение самодержавия; б) ликвидация помещичьего землевладения и передача земли крестьянам; в) демократизация общественной жизни и переход к новым порядкам через общину. Программа – утопическая, на этих идеях создана организация «Земля и воля» в 1861 году. |
Освобождение крестьян и восстановление общинных начал землепользования, развитие промышленности и транспорта при условии патриархальных отношений между предпринимателем и рабочим. Они защищали монархию на том основании, что лучше, чтобы один человек был замаран властью, всегда греховной и грязной, чем весь народ. Царь не имеет права на власть, как никто не имеет. Но он обязан нести тяготу власти, которую возложил на него народ. |
Выступали против крепостного права. Приемлемая форма правления – конституционно-монархическая, с ограничением самодержавия, с политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда, неприкосновенности личности. |
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Із чого складаються молекули?