национальная одежда не только защищала от холода и жары. она «рассказывала» о семейном положении своего обладателя, его возрасте, откуда он родом. каждый вариант костюма имел характерные детали, особое оформление. немаловажным был также правильный подбор тканей. украшения, отделка и покрой носили скрытый символический смысл.
по мнению исследователей национальный костюм «сформировался» приблизительно в xii столетии. и до xviii века его носили представители всех слоев населения — от бедных земледельцев до богатых бояр и правителей. после указа петра i традиционное платье уступило место европейскому. петр был уверен в том, что «простонародный костюм» не подходил для полноценного культурного и торгового обмена с европейцами. некоторые ученые считают, что это не было политическим шагом, а представляло собой проявление вкуса правителя. с того времени традиционное платье стало «крестьянским» и сохранилось только у представителей соответствующих слоев населения. это было закреплено законодательно: за производство и продажу национального костюма предусматривались штрафные санкции.
традиционное платье существовало в двух вариантах, праздничном и повседневном. для обоих характерна так называемая «многосоставность» (наличие нескольких слоев одежды). силуэт прямой или расширенный книзу (клеш). подчеркивать талию было не принято. при выборе тканей предпочитали яркие расцветки.
рубаха
в иннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли - косоворотка.
женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит "подол"). их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено. рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. по мнению древних следовало "обезопасить" все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. языческий смысл народных вышивок хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Обчисліть та позначте масові частки елементів у кальцій гідроксиді Са(ОН)2.
Відомо: Сa(OH)2 Знайти: W(Ca) - ? W(O) - ? W(H) - ?
Розв'язування:
Mr(Ca(OH)2)=Ar(Ca)+2•Ar(O)+2•Ar(H)=40+2•16+2•1=74
W(Ca)=Ar(Ca)/Mr(Ca(OH)2)=40/74=0,541
W(Ca)=0,541 або, помноживши на 100%, одержимо 54,1%.
W(O)=2•Ar(O)/Mr(Ca(OH)2)=2•16/74=0,432
W((O)=0,432 або, помноживши на 100%, одержимо 43,2%.
W(H)=2•Ar(H)/Mr(Ca(OH)2)=2•1/74=0,027
W((H)=0,027 або, помноживши на 100%, одержимо 2,7%.
Масову частку Гідрогену у кальцій гідроксиді можна знайти ще так:
W(H)=1-(W(Са)+W(O))=1-(0,541+0,432)=0,027,
або W(H)=100%-(W(Са)+W(O))=100%-(54,1%+43,2%)=2,7%.
Відповідь: W(Ca)=0,541 або 54,1%; W((O)=0,432 або 43,2%; W(H)=0,027 або 2,7%.