План
1. История в творчестве А.С. Пушкина.
2. Рассказчик в повести. Совпадают ли позиции автора и рассказчика?
3. Портретная характеристика Пугачева.
4. Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?
5. Пугачев и народ.
6. Взгляды Пушкина на восстание.
Пугачев на страницах повести впервые появляется во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели». Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний: в разговоре вожатого с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления только что усмиренного… бунта казачьего Яицкого войска.
В главе «Пугачевщина» Пугачев — беглый казак и злодей, «самозванец», по определению властей; в главе «Приступ» Пугачев — предводитель народного восстания. Автором отмечена его смелость: «картечь хватила в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди…»
Вот Пугачев сидит в кресле на крыльце комендантского дома. Он вошел в роль государя, который волен казнить или миловать. Рассказчик не скрывает жестокости Пугачева: «Унять старую ведьму!» Здесь же отмечается и великодушие Пугачева: он помиловал Петра Гринева, вспомнив заячий тулуп и стакан вина: «Долг платежом красен».
Vip2002www86
08.01.2021
Эпизод находится в последней главе повести, которая носит многозначное название «Суд». Это не только суровый людской суд, суд власти над бунтовщиками и предателями, не только оправдательный суд, восстанавливающий честное имя героя. Это суд Божий, воздавший всем по заслугам. Зло наказано, справедливость торжествует, поруганная было честь восстановлена, самоотверженная любовь вознаграждена.
В центре эпизода—Маша Миронова. Она была уверена, что виновата в несчастье своего жениха, она поняла, что Петр не назвал ее имени, охраняя от судебных разбирательств и очных ставок «со злодеями»! Маша «непрестанно думала о средствах», как бы спасти Гринева, и решилась на отчаянный поступок.
Самостоятельно составленный ею план действий требовал и энергии, и смелости. Судьба ей покровительствует, ведь в ней была способность располагать к себе людей самых различных и по характеру и по положению. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной крепости-деревушки, оправилась в столицу к самой императрице, чтобы защитить честь своего жениха.
Сама природа предвещает благоприятный исход Машиного предприятия: «Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип… Широкое озеро стояло неподвижно…»
Центральное событие эпизода — встреча Маши с царицей. Интрига диалога в том, что Маша не догадывается, кто перед ней, а потому не робеет, говорит откровенно, просто, настойчиво, доказательно. Интерес к развязке эпизода подогревается и тем, что догадливый читатель уже понимает, что речь идет о царице. Незнакомая дама, чьи «голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую», сама заговорила с Машей; все в ней «невольно привлекало сердце и внушало доверенность».
Маша понимала, что перед ней важное лицо, она с жаром отстаивала честь Гринева, убеждала в его невиновности.
Когда «девицу Миронову» пригласили к царице, она предчувствовала, что решается не только ее судьба, но и судьба любимого человека. Описание интерьера дворца с «длинным рядом пустых великолепных комнат» оттягивает развязку. Читателю вместе с Машей Мироновой не терпится узнать, что же ее ждет. Счастливая развязка восстанавливает справедливость.
Последняя фраза эпизода прибавляет к характеристике Маши дополнительный штрих. Все закончилось благополучно, Маша могла бы отдохнуть, посмотреть столицу, но она тут же отправилась в деревню, к родителям жениха, ведь Маша понимает, как они переживают в ожидании решения судьбы единственного сына, надеются на благоприятный исход.
Этот эпизод объясняет и название повести. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Сила любви, глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека, простота, нравственная чистота, самоотверженность, сила воли, бескорыстие, внутренняя красота — все это делает Машу Миронову нравственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с большой теплотой и любовью.
Эпиграф к повести «Береги честь смолоду» — основная идея «Капитанской дочки», он в полной мере относится и к самой капитанской дочке, Маше Мироновой
10-3 = 7 пингвинов продолжают идти