Методы юридической психологии
В юридической психологии существует система методов психологического
изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в
процессе правоприменительной деятельности.
К ним относят следующие:
Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии понимается
специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие
исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в
жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах
правоприменительной деятельности.
Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли
бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений.
Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей
полноте и достоверности его качественных особенностей.
Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные
субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении
человека, в его речи и деятельности.
Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:
1. Явления, подлежащие изучению, наблюдаются в обычных для них условиях,
без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт
наблюдения не должен нарушать изучаемого явления.
2. Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого
явления.
3. Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно
составленному плану (программе) в соответствии с задачами исследования.
4. Наблюдение проводится не однократно, а систематически в отношении одного
и того же человека и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в
различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления.
Для регистрации результатов наблюдения могут использоваться технические
средства: запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку, применение
фотосъемки и киносъемки. В условиях предварительного следствия и судебногоразбирательства технические средства могут быть применимы только в рамках
процессуального закона.
Наблюдение бывает: непосредственное и опосредствованное, невключенное и
включенное.
При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое
делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляют
следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель
исправительного учреждения и др.
Опосредствованное наблюдение встречается в тех случаях, когда получают
сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Данный вид наблюдения
имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела - в
протоколах до других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической,
судебно-психиатрической экспертизах) и т. д.
Невключенное наблюдение - это наблюдение со стороны, в котором исследователь -
постороннее для исследуемого человека или группы лицо.
Включенное наблюдение характеризуется тем, что исследователь входит в
социальную ситуацию в качестве его участника, не раскрывая при этом истинные
мотивы своего поведения (исследования). Так, например, при исследовании института
народных заседателей был использован метод включенного наблюдения. Оно
проводилось выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского
университета, проходившим практику в суде. Исследователь получил разработанный
учеными подробный о относящийся к ходу процесса и к совещанию судей,
который заполнял после окончания каждого дела. Во был анонимным.
Официальное разрешение на проведение наблюдения было получено, но судей не
информировали об исследовании.
Преимущество включенного наблюдения - непосредственный контакт с объектом
изучения, регистрация событий, которые при невключенном наблюдении могли быть
скрыты от глаз исследователя.
Все сказанное относится к методу объективного наблюдения. Кроме него, в
психологических исследованиях применяется также метод субъективного наблюдения
- интроспекции (самонаблюдения). Он заключается как в наблюдении за своей внешне
выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в
наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.
Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они
объективны, соответствуют реальным фактам. Как показывают жизненные наблюдения
и экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и
умалять свои недостатки.
Не являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с объективными
методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может
судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или
судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.
Метод беседы.
попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа попа
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как движется поезд, если яблоко, упавшее со столика вагона в системе отсчета «Вагон»: а) движется по вертикали; б) отклоняется при падении вперед