КОНСПЕКТ
Средства художественной выразительности языка, или языковые средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.
К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры.
Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.
Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.
Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз и др.
Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении.
Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным.
Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением).
Метонимия (греч. metonymía, буквально – переименование) – троп, основанный на принципе смежности, замена слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.).
Гипербола – непомерное преувеличение.
Литота – непомерное преуменьшение.
Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл.
Перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с нескольких.
Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий с конкретных представлений.
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других слов и выражений, считающихся неприличными или неуместными.
Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.
Основные стилистические фигуры – это анафора, эпифора, градация, параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, оксюморон.
Анафора – фигура, заключающаяся в повторении схожих звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.
Эпифора – фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.
Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия.
Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.
Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.
Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.
Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторические обращения часто встречаются в монологах.
Оксюморон – неожиданное соединение противоположных, казалось бы, несовместимых понятий («Барышня-крестьянка» – название повести А.С. Пушкина).
Князь Рюрик — варяг, согласно древнерусским летописям, призванный вместе со своим родом представителями славянских племён для княжения в Новгороде в 862 году. Основал династию Рюриковичей, распространившую свою власть на восточнославянские племена и объединившую их в древнерусское государство со столицей в Киеве.
Прибыв на княжение в Новгород вместе с братьями Трувором и Синеусом, Рюрик через два года после смерти братьев остался единоличным правителем и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (кривичи), Ростов (меря), Муром (мурома) и Белоозерск (весь).
Согласно Никоновской летописи, в определенный момент новгородцы возмутились порядками Рюрика, но он подавил бунт и убил их предводителя князя Вадима Храброго.
Повесть Временных Лет указывает среди прочих деяний Рюрика разрешение Аскольду и Диру совершить поход на Царьград (Константинополь) в 866 году, однако позже историками датировка была перенесена под 860 год, что ставит под вопрос как причастность Рюрика к походу, так и принадлежность Аскольда с Диром к его дружине. Дополнительно, Никоновская летопись сообщает под 865 годом о походе Аскольда и Дира против жителей Полоцка, который контролировался Рюриком.
В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря под опекой Олега Вещего (по разным версиям приходившимся Рюрику либо родственником, либо соратником).
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Хватит ли 20 м 50 см ткани, чтобы сшить шторы на 4 окна, если на каждое окно расходуют 2 полосы ткани длиной по 2 м 50 см?
2) 5 • 4 = 20 м ткани требуется на 4 окна.
3) 20 м < 20 м 50 см — ткани хватит.
Ответ: хватит.