Бесшатырский курган (Царские курганы Бесшатыр) — комплекс захоронений сакской эпохи, расположенный в долине реки Или на территории государственного национального природного парка «Алтын-Эмель» (Кербулакский район Республики Казахстан). Курганы находятся в урочище Шылбыр, на правом берегу реки Или. Топоним «Бесшатыр» переводится с казахского языка как «пять шатров» (возможно, по количеству самых больших курганов в этой местности).
Описание
«Бесшатырский курган» состоит из множества могильников, датируемых VI—IV веком до нашей эры. Общая площадь могильника Бесшатыр около 2 км². Большой Бесшатырский курган является самым большим из курганов. Его диаметр 105 метров, а высота 17 метров. Курган имеет форму усеченного корпуса, а за счет каменного покрытия, которое плотно уложено в несколько слоев у основания, создается впечатление цоколя. Курган по спирали окружают 94 кольцевых ограды из каменных столбов-менгиров и больших валунов. Тамги казахских родов расписаны на некоторых менгирах. В одном из курганов оказалась деревянная постройка из массивных стволов тянь-шанских елей.
Могильники исследованы в 1957, 1959—1961 годах семиреченской археологической экспедицией (рук. К.Акишев). Было установлено, что в состав захоронения входит 31 большой и маленький могильник, 21 из которых покрыты камнем, 10 — пластом из щебня и глины. Могильники условно делятся на северные и южные. Самые крупные (2-й и 3-й) диаметром от 45 до 105 м, высотой 6—17 м, средние курганы — соответственно 25—38 м и 5—6 м, маленькие — 6—18 м и 0,8—2 м. Удлинённые участки 6 из 20 курганов ограждены цепью из 45 оград, сложенных из каменных плит и мелких камней. На множестве плит высечены изображения горных коз, кабанов, волков и других зверей, а также различные метки. Встречаются символы солнца и круги, изображающие казахскую тамгу «глаз». В 6 больших курганах обнаружены сложные подземные ходы общей длиной 55 м, высотой проходов — 1,68 м, шириной — 0,8 м. Могильники малых курганов вырыты в виде простой ямы, иногда с боковым каменным ящиком. Средние по форме напоминают юрту. Большие могильники изнутри отделаны деревом и являются уникальными архитектурными памятниками древней эпохи. На строительство большого кургана уходило до 50000 м3 камня и глины. Брёвна для отделки заготавливались из тянь-шанской ели в Заилийском Алатау в 200—250 км от места и сплавлялись по реке.
По мнению ученных Бесшатырский комплекс являлся священным местом для сакских племен, которые на протяжении столетий совершали тризны, различные культовые обряды и приносили жертвоприношения.
Исследования 18 могильников разной величины дали ценные научные сведения о социальных группах, хозяйстве, быте, обычаях, религиозных убеждениях, архитектуре, оружии и снаряжении саков. Курганы были не только местом погребения, но и местом проведения религиозных обрядов. Большие могильники предназначались для погребения вождей и военачальников сакских племен. В средних хоронили военачальников ниже рангом и известных воинов, а могильники поменьше отводились рядовым воинам и простым людям. При раскопках обнаружены короткий меч-акинак, железные ножи и кинжалы с бабочковидными эфесами, наконечники копий, часть деревянного щита, остатки колчанов с бронзовыми наконечниками стрел, железная пряжка подпруги, бронзовые шпильки, браслеты, 4 агатовых и 2 золотых бус. Предполагается, что огороженный каменными оградами участок являлся ритуальной площадкой некрополя.
Рядом с Бесшатыром находятся сакские могильники Кзылауыз, Алтын-Эмель, Карашокы. В 3 км юго-восточней расположены более поздние захоронения: могильники Усуней Бесшатыр II, состоящие из 33 курганов, чуть дальше — могильник Калкан I, насчитывающий 118 погребальных сооружений, а в районе перевала Алтынэмель — одноименные могильники из 36 курганов.
Находки из кургана свидетельствуют о том, что сакская знать стремилась увековечить свой господствующее положение и после смерти, сооружая громадные памятники[1]. Величина насыпи свидетельствовала о высоком социальном положении человека в обществе. Бесшатырские курганы окружены очень необычными сооружениями.
Изучение курганов свидетельствует о большом строительном опыте при строительстве курганов и жилищ с использованием дерева, камня, камыша и кустарников. И
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинение на тему Жилин и Дина в рассказе Толстого Кавказский пленник
Первая публикация рассказа «Кавказский пленник» состоялась в 1872 году. Лев Николаевич Толстой отдал около трех службе на Кавказе, попал он туда по наставлению брата Николая. Он был восхищен образом жизни людей, красотой пейзажей. Вдохновение он почерпнул из этого края. Он напишет много рассказов, в том числе «Кавказский пленник».
Главный герой служит на Кавказе в качестве офицера. Ему приходит письмо от мамы. После чего Жилин решает взять отпуск и съездить домой, навестить мать и жениться. В пути с ним находится товарищ Костылин. Из-за предательства и трусости этого человека, герой попадает в плен к татарам. Держится он достойной, не давая месту страхам. Пленного привели в дом к хозяину и потребовали, чтобы он написал письмо матушке, с просьбой о крупном выкупе. Герой понял, что он оставит семью без материальных средств. Он утверждал, что за него не заплатят, а позже указал неверный адрес доставки, тем самым оберегая родных.
Трус Костылин тоже попал в плен. Он сразу согласился оповестить близких людей о его положении.
Жилин нашел общий язык с местными жителями. Персонаж умел чинить и создавать вещи. О его рукоделии хорошоДом в деревне отзывались, приходили люди из ближних деревень, обращались за помощью к Жилину. Он нашел друга в дочке хозяина Дине. Сначала Дина боялась пленного, но потом прониклась сочувствием к нему. Она была маленькой, худой девочкой, ей было 13 лет. Его удивляло, как маленькая девочка может носить тяжести. Офицер мастерил красивых кукол девочке. Она старалась приносить ему полезную и вкусную еду, несмотря на запрет отца.
Через некоторое время русские солдаты убили уважаемого татарина. На пленников разозлился весь аул, пленных решено было убить. Герой решил бежать, уже давно он рыл подкоп. Костылина он взял с собой. Но из-за его лишнего веса и неповоротливости, их вскоре нагнали враги и вернули в плен.
Условия их содержания значительно ухудшились. Питание свелось к минимуму, солнечного света пленники не видели. Дина волновалась за Жилина. Она знала, что его хотят убить, и помогла ему сбежать. Дина принесла длинный шест и вытащила пленного из ямы. В дорогу она подала герою лепешки.
ДевушкаРасставание тяжело далось девочке, она чистой любовью была привязана к персонажу. Жилин говорил хорошие слова в адрес девчушки, он искренне благодарил ее за все. В итоге дочь хозяина заплакала и убежала. После долгого пути героя заметили враги, но казакам удалось отбить офицера. Он был очень рад оказаться в своей крепости.
Главный персонаж силен духом. Благодаря этому он прошел все испытания, и все же попал домой с честью. Память о девочке навсегда сохранится в его сердце. Дина является образцом смелости, доброты, чуткости.