ответ:
могут ли дисциплины, вошедшие в обязательный список для того или иного направления подготовки, сохранять свою актуальность спустя значительное время без изменений в трактовке ключевых своих понятий? резонно предположить, что могут, однако далеко не все и в разной степени. по мере новых открытий и постепенного прогресса кардинально меняются естественнонаучные дисциплины, в то время как гуманитарные могут сохранять верность традиционным концепциям, намеченным десятилетия назад. не ставя перед собой рассмотреть ни причины этого явления, ни общие вопросы актуализации «консервативных» дисциплин, мы бы хотели остановиться на отдельно взятом примере и продемонстрировать, как расширение, уточнение и актуализация основополагающих понятий учебного курса может к результатам. дисциплина «технический рисунок», преподаваемая в фгбоу во «вятский государственный университет», предназначена для бакалавров направления подготовки «графический дизайн» и «средовой дизайн» (технический рисунок применительно к дизайну костюма в настоящей статье не рассматривается). официально утвержденная концепция гласит, что «дисциплина… направлена на формирование у студентов знаний о сути и сфере применения технического рисунка, а также о его разновидностях, смежных формах творчества и способах практической реализации на готовых изделиях». эта формулировка возвращает нас к вопросам толкования термина «технический рисунок», поскольку именно от особенностей трактовки зависит, какую информацию следует преподносить студентам. в узком и более консервативном смысле технический рисунок (ситуативный синоним – эскиз) понимается как наглядное изображение имеющегося или проектируемого объекта, выполненного с соблюдением пропорций от руки [4]. цель выполнения технического рисунка в этой трактовке – быстрое выражение и фиксация задумки; демонстрация особенностей формы и строения объекта; сопровождение чертежа, делающее его более доступным и быстрее воспринимаемым. из этого естественным образом произрастают основные требования к техническому рисунку такого рода: он должен обладать полнотой информации об изображаемом объекте, быть легко читаемым и просто выполняемым [3]. такой эскиз, несмотря на определенную «вольность» по сравнению с чертежом, строится в аксонометрических проекциях (чаще – в изометрии), дополняется штриховкой или оттенением, и не может быть использован как самостоятельный документ для изготовления объекта (за исключением простейших деталей). главный недостаток такой трактовки понятия - ее предельно узкая направленность: «технический рисунок» выступает только как несамостоятельный придаток, причем только к чертежам.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
в современном театре (реже в кино) к услугам актрис-травести прибегают, главным образом, потому, что добиться от актёра-ребёнка требуемого для сложных ролей исполнительского мастерства нелегко. кроме того, актёр-подросток быстро взрослеет, и на его роль нужно было бы вводить нового исполнителя, тогда как актриса-травести может выступать в одной и той же роли многие годы.
к травести относятся: в драматическом театре роли девушек, которым по ходу действия приходится выдавать себя за мужчин, переодеваться в мужское платье (например, шура азарова в комедии а. гладкова «давным-давно», беатриче в комедии карло гольдони «слуга двух господ»; габриэль в водевиле ф. а. кони «девушка-гусар»), тильтиль и митиль в «синей птице» мориса метерлинка[2].
травести называют также оперных певиц, выступающих в партиях юношей (которые композиторами xviii века создавались для женских голосов меццо-сопрано, контральто). например, зибель — «фауст» ш. гуно, лель — «снегурочка» н. а. римского-корсакова[2][3].
среди наиболее известных актрис-травести советского и российского театра и кино — янина жеймо, ольга бган (первая исполнительница роли маленького принца на советской сцене), лидия князева, мария барабанова, лариса голубкина, варвара асенкова, алиса фрейндлих [4], в. д. бендина[5], е. н. морес, з. ф. булгакова[6], н. н. казаринова, к. п. коренева, м. п. неменко-бабковская[7], а. а. охитина, в. а. сперантова, л. с. чернышёва.[2][8] и другие. из широко известных западных и восточных актрис к этому амплуа относят шведскую оперную певицу малену эрнман и французских актрис виржини дезаже и сару бернар, канадку мэри пикфорд, американку мод , а также актрис гонконга, тайваня и японии айви лин по, ян лихуа и хибари мисору.