Картина «Валаамова ослица» была создана в 1626 г. и относится к так называемому Лейденскому периоду, времени, когда Рембрандт ван Рейн работал в этом городе с 1625-1631 гг. Все работы этого времени характеризуются поисками творческой самостоятельности, однако, в них еще заметно влияние Питера Ластмана.
Рембрандт выбрал именно его в качестве учителя, потому что последний имел опыт работы в Италии, прославился как художник, пишущий художественные сцены, снискал славу в Амстердаме, имел обширный круг заказчиков. Картина «Валаамова ослица» была идеей Ластмана и наброски основы сюжета тоже его работа. Именно он, как и на своей одноименной работе — расположил фигуры по центру.
Рембрандт лишь повторил все жесты: Валаам, воздевающий посох, ангел, потрясающий мечом. Однако, от себя написал это с большей порывистостью: ангел летит, ослица более напугана. Работа была продолжена и закончена в собственной мастерской в Лейдене, куда он переехал из Амстердама, не имея возможности мирится с постоянными правками своих работ со стороны Ластмана.
Сюжеты, которые затрагивали темы Ветхого завета были очень популярны у художников Нидерландов. История «Валламовой ослицы» ведет свое начало от библейской притчи о знаменитом чернокнижнике, прорицатель и маге из города Пефор, на реке Евфрат. Древние израильтяне, под предводительством Моисея, после исхода из Египта завладевают землями за Иорданом.
После этого ими собираются вооруженные силы для захвата земли Ханаанской, которую им обещал Бог. Царь Моава, соседней к Ханаану страны, не имея достаточно сил для отражения агрессии просит некоего Валаама напустить на врагов своих проклятия.
Прорицатель после долгих уговоров соглашается и отправляется в путь на ослице. Впоследствии дорогу преграждает видимый только животному ангел, которого послал Бог. Валаам стал избивать ослицу, после чего она заговорила и донесла до него волеизъявление Бога. Невзирая на многочисленные Царя Моава, прорицатель Валаам не только не проклял народ израильский, но и трижды благословил его.
Произведение создано на холсте и выполнено масляными красками. Художественный стиль — барокко. Техника выполнения — станковая живопись. Вертикальный формат картины визуально группирует персонажей в центре композиции. Размер деревянной рамки — 65 см×47 см.
Ослица изображена точно в той же позе, что и на одноименной картине Питера Ластмана. Однако, своему творению Рембрандт ван Рейн придал большей динамичности, что отображает: более широко открытый рот, подчеркивающий переход от ослиного крика к человеческой речи, нога сильнее подогнута, уши сильнее отведены назад, что в сумме передает боль, страх и неожиданность.
Самой значительной деталью картины являются глаза Валаама. В отличие от картины Ластмана, где они открыты от изумления настолько, что глазные яблоки видны целиком, картина Рембрандта показывает их пустыми, слепыми, не видеть ангела и «божественную истину».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Приведи примеры, подтверждающие верность утверждений. * Живые организмы связаны с гидросферой. Наличие жидкой воды — необходимое условие жизни.
Человек, даже регулярно питаясь, будет испытывать жажду в случае нехватки или отсутствия воды, без которой он способен прожить всего 4—5 дней.
* Почва — среда обитания многих живых организмов и источник водных растворов минеральных солей.
В почве располагается корневая система растений, обитают насекомые, черви, микроорганизмы и др. животные. Вода, попадая в почву, растворяет находящиеся в ней минеральные соли, тем самым делая их доступными для питания живых организмов.
* В результате газообмена живые организмы взаимодействуют с атмосферой.
Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород; животные в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ.