Начиная с середины 20-х годов проблема портрета занимает центральное место и в творчестве Коненкова и в его раздумьях о тайнах художественного мастерства.
Это было внове. Ведь в предыдущие годы мастер лишь эпизодически обращался к портрету, отдавая бесспорное предпочтение иным жанрам. Слов нет, такие работы, как «Чуркин» и «Атеист», как «Паганини» и «Бах», как «Чехов» и «Есенин», поистине великолепны и несут на себе явную печать коненковской самобытности. Но и названные и другие портреты начала века в совокупности своей еще не дают представления о каких-то сложившихся принципах изображения человека. Точнее сказать, в них только намечаются отдельные черты определенной художественной системы.
В произведениях, созданных за рубежом, эта система получает завершение. Может быть, потому, что здесь, кроме портрета, Коненкову почти нечем было заниматься — с работой над монументальными композициями, которая в Москве после революции так широко развернулась, пришлось распрощаться; в Америке скульптура подобного характера мало кого волновала.
И все самые характерные, отстоявшиеся черты творческой натуры Коненкова стали постепенно переливаться в жанр портрета.
С. Т. Коненков — художник больших обобщений, широкой типизации. К чему бы он ни обращался, будь то символические или аллегорические образы, сюжеты фольклорной традиции, поиски современного идеала, вступающие в перекличку с классикой,— скульптор всегда стремился к значительному идейному размаху, к глубокому философскому осмыслению. Изображение «частных случаев», каких-то сугубо индивидуальных свойств и оттенков характера обычно представляется мастеру второстепенной задачей.
Но как же сочетать эти особенности коненковского творчества с привычными задачами портретного жанра? И допустимо ли вообще такое сочетание? Не может ли подобная система привести к нарушению непреложных законов портрета, к пренебрежению личным, индивидуальным?
Нет, Коненков никогда не приносил в жертву отвлеченным схе мам живую прелесть неповторимости каждой отдельной судьбы. Проблема сходства — и внешнего, и духовного — всегда сохраняла для него принципиальное значение.
Однако для Коненкова достижение сходства — только начало. Он считал свою портретную работу успешной лишь тогда, когда ему удавалось подойти через индивидуальное, субъективное к обобщениям широкого плана; когда, запечатлев «души изменчивой порывы», он добивался и того, чтобы в облике изображенной личности виделись бы и отсветы духовной жизни времени.
Далеко не каждый человек чутко и тонко отзываться на все то, чем живет и дышит его эпоха. Вот почему Коненков был так строг и требователен в отборе своих моделей. Когда в Америке ему приходилось в иных случаях браться за изображение людей малоинтересных, духовно ограниченных, портреты не получались. И хотя они, конечно, обладали сходством и были вылеплены с высоким профессионализмом, но это всего лишь плоды «ума холодных наблюдений».
Подобные портреты оставались за пределами того мира возвышенных помыслов и страстей, которыми живут подлинно коненковские герои — люди с богатым и сложным внутренним миром.
Современные источники энергии велики, но они не вечны. Запасы угля, нефти и природного газа неизбежно сокращаются, и естественно встает во о новых источниках энергии. Такой источник найден: наше время можно назвать веком атомной энергии.
Изучение внутреннего строения материи, изучение атома и строения его ядра, исследование радиоактивных процессов, происходящих в природных веществах, привели ученых к открытию атомной энергии. Замечательный французский физик Фредерик Жолио-Кюри в 1939 году впервые экспериментально доказал, что при делении ядер урана выделяется энергия. О количестве ее можно судить по такому сопоставлению: при делении ядер одного грамма урана можно выделить столько же энергии, сколько при сжигании нескольких тонн угля.
Атомная энергия может быть использована для разрушительных целей — для создания атомных (и водородных) бомб. Как атомное оружие необычайное разрушительной силы были использованы американские бомбы, сброшенные в 1945 году на японские города Хиросиму и Нагасаки. Но страшные результаты этих ядерных взрывов заставили передовых людей мира начать решительную борьбу за запрещение атомного оружия. Атомная энергия должны быть использована только в мирных целях.
Атомная энергия весьма экономична. Это показывает такое сравнение: за время четырехдневного путешествия на крупнейшем современном теплоходе сжигается около пяти тысяч тонн топлива, а если бы этот теплоход работал на атомном топливе, то для такого путешествия потребовалось бы менее двух килограммов топлива.
Однако атомная энергетика таит в себе и немалую угрозу человечеству. Об этом люди по-настоящему задумались после аварии на Чернобыльской АЭС. Трагедия Чернобыля унесла много жизней, оказала пагубное влияние на экологию. Долго еще мы будем расплачиваться за неразумное поведение наших правителей, пытавшихся скрыть от народа масштабы этой атомной катастрофы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Приспособленность организмов к среде обитания — результат