Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину четырех клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки М(1, 5), Р(-3), K(-0, 5), R(2, 5), A(1 1/4), B(-2 3/4), С(-1, 75
1. При подготовке к первому вопросу необходимо прежде всего определиться с понятием "модель обучения".
Модель обучения - это технология (форма), состоящая из системы конкретных механизмов обучения.
Учителю историю важно уметь ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, которые по уровню применения делятся на общепедагогические, частнопредметные, локальные и модульные.
На этом этапе изучения темы необходимо дать характеристику вышеуказанной классификации инновационных технологий.
Следует отметить также, что чаще всего применяются технологии развивающего обучения. Его научное обоснование дано в трудах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Да-выдова, Н.А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса.
Под развивающим обучением понимается активно-дея-тельностный тип обучения, при котором учитываются и используются закономерности развития инвидуума. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. В методике сочетаются рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, объяснительный и поисковый (исследовательский) методы. В преподавании используются дидактические игры, дискуссии и др.
Методическая цель развивающего обучения - создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими способами: учитель создает проблемные ситуации; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности; составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися; стимулирует у учащихся познавательную активность; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.
В преподавании истории технология развивающего обучения находится в состоянии разработки, но урок остается основной формой образовательного процесса, варьироваться могут его функции, способы организации.
На уроке развивающего обучения процесс познания идет от ученика: интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, включением механизма исследования и творчества; коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, стимулирующими самостоятельную активность учеников.
Завершая обсуждение теоретической части проблемы, необходимо сделать вывод. Рекомендуется также практически (на примерах) представить фрагмент урока по технологии развивающего обучения.
2. Дискуссионная модель обучения истории и обществознанию считается инновационной технологией, при которой основным средством познания является дискуссия.
Дискуссия - это рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, в процессе которой сталкиваются различные точки зрения.
Дискуссионная модель обучения предполагает три типа дискуссий, зависящих от целей, определенных учителем: императивный, конфронтационный, информативный.
В процессе изучения темы следует раскрыть сущность представленных типов дискуссий.
Важно подчеркнуть, что дискуссионная модель обучения осуществляется с помощью урока. Определены и принципы дискуссионной модели: равенство участников дискуссии, устойчивая направленность дискуссии, адекватность восприятия.
В соответствии с технологией, к каждому уроку подбирается тема и проблемы для обсуждения. Тема должна носить актуальный характер, определяющийся в ходе дискуссии (легкие вопросы на обсуждение не выносятся).
Важно отметить, что каждый урок следует тщательно продумать, необходимо определить план ведения дискуссии: вступительное слово учителя, выступления участников дискуссии, формирование альтернативных групп, подведение дискуссии к общей точке зрения, заключение.
В завершении рассмотрения данного вопроса следует подчеркнуть положительные и отрицательные стороны дискуссионной модели обучения. Так же, практически, рекомендуется представить фрагмент урока по технологии дискуссионного обучения.
3. В современной школе широко распространены групповые технологии. Следует отметить, что организационно структура групповых способов обучения может быть комбинированной, содержащей в себе различные формы: групповую, парную и индивидуальную. Объясните сущность указанных форм обучения.
Групповой способ обучения соответствует классно-уроч-ной системе. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, основой подхода является сотрудничество.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают: взаимное обогащение знаниями учащихся в группе; организацию совместных действий, распределение начальных действий и т.д. (продолжите перечень).
Далее необходимо отметить и особенности организации групповой работы учащихся на уроке: класс делится на группы для решения конкретных задач; каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальную работу каждого члена группы; состав группы непостоянный, подбирается с учетом максимальных возможностей каждого члена группы. Важно отметить, что однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового задания, а дифференцированная – выполнение разнообразных заданий несколькими группами.
Состав группы подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обучаемости, что позволяет им взаимно дополнять друг друга.
Технологический процесс групповой работы представлен несколькими этапами: подготовка к выполнению задания, групповая работа, заключительная часть.
Раскройте содержание и методику проведения каждого из перечисленных этапов.
На данном уровне обсуждения проблемы необходимо указать функции, выполняемые учителем во время групповой работы. Перечислите основные из них.
Необходимо отметить, что групповая форма работы на уроке применяется для решения почти всех основных дидактических задач.
К разновидностям групповых технологий относятся: групповой опрос, проводимый с целью повторения и закрепления нового материала; диспут (цель - научить логично, доказательно отстаивать свою точку зрения); нетрадиционные уроки - урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др.
Завершая изучение данного вопроса, рекомендуется составить классификацию и раскрыть сущность групповых технологий обучения истории и обществознанию.
Помимо инновационных технологий обучения разработаны инновационные элементы, применяемые на традиционных уроках.
Элементом инновационной технологии является концепция обучения, основанная на работе учащихся с документально-методическими комплексами.
Изучив источники, учащиеся приводят иные версии исторических событий - сами пишут историю. Инновацией в обучении истории является использование опорных конспектов, схем, систематизирующих весь учебный материал по темам.
В процессе изучения вопроса следует указать и раскрыть содержание остальных инновационных элементов обучения истории и обществознанию, привести примеры.
Владислав-Александр32
22.07.2021
1. Учебные занятия представляют собой основную организационную форму изучения истории и обществознания.
Цель учебных занятий - обеспечить освоение учащимися исторических и обществоведческих знаний, овладеть эффективными методами обучения, способствовать развитию морально-нравст-венных качеств, выработать навыки анализа исторического опыта.
Учебные занятия классифицируются по типам, формам и видам, выполняют функции - образовательные, развивающие, воспитательные.
Урок - основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения, характеризующаяся строго установленным объёмом учебной работы и порядком её выполнения в рамках определённого времени.
Отличие элементов классификации уроков заключается в следующем:
- тип урока определяется его дидактической целью (структурными звеньями);
- форма урока определяется способами его организации;
- вид урока определяется методом проведения занятия;
Определена общая классификация типов урока:
1. По соотношению структурных звеньев обучения: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий, контрольный.
2. По ведущему методу: урок лекция, киноурок, урок-беседа, лабораторное занятие.
3. По характеру деятельности: урок простого воспроизведения, урок обобщения, проблемный урок.
2. Вводный урок и урок изучения нового материала аналогичны по структурным звеньям обучения, рекомендуются для проведения в среднем и старшем звене.
Как правило, такие уроки имеют форму лекций - с использованием следующих методов и соответствующих им средств обучения: устный метод, печатно-словесный, наглядный и практический.
Структурные компоненты (звенья) вводного урока и урока изучения нового материала.
1. Организационные моменты.
2. Объяснение нового материала (или введение).
3. Закрепление.
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов.
На семинарском занятии необходимо с учётом представленной структуры составить развёрнутый план-конспект двух типов уроков, используя содержание программы по определённым темам истории и обществознания.
Конспект урока (структурные компоненты):
1. Тема урока.
2. Тип урока.
3. Цели урока - образовательная, развивающая, воспитательная.
4. Оборудование - учебно-методический комплекс.
5. Оформление доски.
6. Ход урока.
По составленному развернутому конспекту урока необходимо провести практические занятия в студенческой аудитории.
3. Комбинированный урок рекомендуется для проведения в среднем школьном звене, включает в себя структурные компоненты всех типов уроков с использованием следующих методов и соответствующих им средств и приёмов обучения: устный метод, печатно-словесный, наглядный, практический.
Структурные компоненты комбинированного урока:
1. Организационные моменты.
2. Повторение домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов.
После обсуждения теоретической части необходимо практически разработать развёрнутый план-конспект комбинированного типа урока (см. методические рекомендации № 2 "Конспект урока (структурные компоненты)").
Рекомендуется провести практические занятия по комбинированному типу в студенческой аудитории.
4. Повторительно-обобщающий урок используется для проведения как в старшем, так и в среднем школьном звене.
На уроках анализа и синтеза осуществляется рассмотрение и обобщение исторических и обществоведческих знаний, полученных на уроках.
На повторительно-обобщающих уроках используются различные способы и приёмы обучения.
Средства - рассказ, монолог, диалог, беседа, учебник, хрестоматия, литература, наглядные средства обучения.
Приёмы - разработка сюжетного рассказа, аналитического картинного описания, анализ документов, составление таблиц, схем, заполнение контурной карты и т.д.
Структурные компоненты повторительно-обобщающего типа урока:
1. Организационные моменты.
2. Повторение и обобщение изученного.
3. Домашнее задание.
4. Подведение итогов.
Практическая часть данного вопроса предполагает разработку развёрнутого конспекта урока (см. методические рекомендации № 2) и проведение повторительно-обобщающего типа занятия в студенческой аудитории.
5. Урок проверки и учёта знаний проводится в среднем и старшем школьном звене.
Этот тип урока носит контрольно-проверочный характер с использованием различных средств и приёмов обучения.
Урок проверки и учёта знаний осуществляется в следующих формах:
1. Устный опрос: посвящается как весь урок, так и его часть; цель - выявить наличие понимания и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме.
2. Тестирование осуществляется во всех классах, дифференциация тестов производится в зависимости от целей тестирования, концентра обучения. Тесты должны включать различные виды заданий, содержащие информацию по историческому времени, историческому пространству, историческому движению.
3. Контрольная работа - носит письменный характер при выделении времени на выполнение заданий учитываются объём выносимых вопросов, цели работы и способы её проведения.
Структурные компоненты урока проверки и учёта знаний:
1. Организационные моменты.
2. Контроль знаний.
3. Домашнее задание.
4. Подведение итогов.
По соответствующей структуре следует разработать конспект урока проверки и учёта знаний (см. методические рекомендации № 2) и представить практически данный учебно-методический тип на примере студенческой аудитории.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину четырех клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки М(1, 5), Р(-3), K(-0, 5), R(2, 5), A(1 1/4), B(-2 3/4), С(-1, 75
решение задачи