Позиции для сравнения |
Западники |
Славянофилы |
Пути дальнейшего развития России |
Россия должна двигаться по пути, уже пройденному западноевропейскими странами. Овладев всеми достижениями западной цивилизации, Россия совершит рывок и достигнет большего, чем страны Европы, за счет того, что будет действовать на основе заимствованного у них опыта. |
У России – совершенно особый путь. Ей не нужно учитывать достижения западной культуры: за счет соблюдения формулы «Православие, самодержавие и народность» Россия сможет добиться успеха и достичь равного с остальными государствами, а то и более высокого положения. |
Пути преобразований и реформ |
Наблюдается деление на 2 направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, И. Огарев и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем. |
Все преобразования – только мирным путем. |
Отношение к конституции и необходимому для России общественно-политическому строю |
Выступали за конституционный порядок (по примеру конституционной монархии Англии) или за республику (наиболее радикально настроенные представители). |
Возражали против введения конституции, считая единственно возможным для России неограниченное самодержавие. |
Отношение к крепостному праву |
Обязательная отмена крепостного права и поощрение использования наемного труда – таковы взгляды западников этом вопросе. Это ускорит ее развитие, приведет к росту промышленности, экономики. |
Выступали за отмену крепостного права, но при этом, как они считали, необходимо было сохранить привычный уклад крестьянской жизни – общину. Каждую общину необходимо наделить землей (за выкуп). |
Отношение к возможностям развития экономики |
Считали нужным быстрыми темпами развивать промышленность, торговлю, строить железные дороги – все это с использованием достижений и опыта западных стран. |
Выступали за поддержку правительством механизации труда, за развитие банковского дела, строительство новых железных дорог. Во всем этом нужна последовательность, действовать надо постепенно. |
Отношение к религии |
Некоторые западники относились к религии как к суеверию, некоторые исповедовали христианство, но ни те, ни другие не ставили религию во главу угла, когда дело касалось решения государственных вопросов. |
Религия имела для представителей этого течения огромное значение. Тот целостный дух, благодаря которому идет развитие России, невозможен без веры, без православия. Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа. |
Отношение к Петру I |
Отношение к Петру Великому особенно резко «разводит» западников и славянофилов. Западники считали его великим преобразователем и реформатором. |
Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути. |
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Що чарівник знайшов у капелюсі батька? З новелли "Чарівна крамниця"
Позиции для сравнения
Западники
Славянофилы
Время формирования течения
1830-1850 гг.
1840-1850 гг.
Из каких слоев общества формировались
Дворяне-помещики – большинство, отдельные представители – богатое купечество и разночинцы
Помещики со средним уровнем доходов, частично – выходцы из купцов и разночинцев
Основные представители
П.Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов); И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин.
Защитником зарождающейся идеологии западничества был А.С. Пушкин.
А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, П.В. Киреевский, В.А. Черкасский.
Очень близки к ним по мировоззрению С.Т. Аксаков, В.И. Даль, Ф.И. Тютчев.