Alisher Navoiy - XVI asrning buyuk turkiy shoiri, mutafakkiri, jamoat va davlat arbobi. U fors (fors) va turkiy tillarda ijod qilgan taniqli yozuvchi sifatida tarixda iz qoldirdi. Turkiyzabon ijod tufayli Navoiy ko'plab Markaziy Osiyo xalqlari adabiyotining ajdodi hisoblanadi. Masalan, O'zbekistonda Navoiy milliy adabiy tilning asoschisi hisoblanadi.
Nizomiddin Mir Alisher 1441 yil 9 fevralda Hirotda tug'ilgan. O'sha paytda Hirot Xurosonning poytaxti (hozirgi zamonaviy O'zbekiston va Eron hududi) - Amir Temur yaratgan davlat bo'lgan Maverannaxr viloyati edi.Alisher Navoiyning kelib chiqishi to'g'risida hali ham ilmiy munozaralar davom etmoqda. Ikki versiya munozarali hisoblanadi: birinchisiga ko'ra, u Uyg'ur baxshilarining (ertakchilarining) avlodi, ikkinchisiga ko'ra, uning kelib chiqishi Temurning o'zi bo'lgan mo'g'ullarning Barlas qabilasiga borib taqaladi.
Demak, Temuriylar saroyida amaldor bo'lib xizmat qilgan otasi G'iyosiddin Kichkinening imtiyozli mavqei ma'rifatparvar, o'qimishli suloladan bo'lgan. Alisherning tog'alaridan biri shoir, ikkinchisi musiqachi va xattot edi.Darvozabonning o'g'li sifatida bola Xuroson hukmdori saroyida o'sgan, u erda Temurning ikkinchi o'g'li Omar Shayxning nabirasi Tsarevich Xuseyn Baykara bilan do'stlashgan. Keyinchalik do'stlar Hirot madrasasida birga o'qishgan, u erda ikkalasi ham gumanitar fanlarga, xususan she'riyat va adabiyotga muhabbat ko'rsatgan.
Manbalarda yozilishicha, 15 yoshida Alisher ajoyib she'rlar yozgan. Navoiyning ustozlaridan biri taniqli fors tasavvuf shoiri So'fiy Jomiy edi. 1466-1469 yillarda iqtidorli yigit Temuriylar davlatining poytaxti - Mashhad va Samarqand madrasalarida tahsil oldi, falsafa, mantiq, matematika va boshqa fanlarni o'rgandi. Keyin u bolaligidagi do'sti Xuning chaqiruvi bilan tug'ilgan Hirotga qaytib keldi
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Предприятие имеет следующую структуру капитала: 1. сумма активов – 820 тыс. руб. 2. собственные средства – 480 тыс. руб.
объяснение:
семья является одним из пяти институтов общества, ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. одновременно семья выступает малой группой – самой и стабильной ячейкой общества. на протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. семья – главный институт общества. в свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.
брак – институт, регулирующий отношения между полами. в обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм, однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений .
1. понятие «брак» и типы брака
слово «брак» восходит к «брачити», что означает «отбирать», т. е. выбирать хорошее, нужное и отбрасывать плохое, ненужное. это порождает некоторую двусмысленность термина, которым в юридической сфере обозначают семейный союз, а в производственной — испорченную, некачественную продукцию.
в украинском, , польском, чешском и некоторых других славянских языках эти два явления спутать гораздо труднее, потому что брачный союз обозначается термином «шлюб», который берет свое начало от древнеславянского слова «сълюб», обозначающего торжественное обещание. «слюбитись» — означает договориться.
брак представляет собой санкционированную обществом форму отношений между полами и к потомству, т. е. средство регуляции половых отношений и воспроизводства населения. таким образом, брак — это свободный равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и взаимные личные и имущественные права и обязанности между . как видим, уже само определение этого социального явления содержит противоречие: с одной стороны, «свободный», а с другой — «обязанности». но это противоречие не логики, а жизни, самой действительности. свободно вступая в союз, люди добровольно принимают на себя обязательства, нормы поведения в данном союзе.
современный брак является моногамным и представляет собой высшую на данном этапе развития человечества форму моногамии, т. е. прочного, устойчивого единобрачия, возникшего в человеческом обществе на протяжении длительного периода его развития. моногамный брак является четвертой формой брака, в которой отношения между мужчиной и женщиной полностью подчинены нормам, господствующим в данном обществе[1].