По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.
Над Смоленской дорогою, как твои глаза, —
две вечерних звезды — голубых моих судьбы.
По Смоленской дороге — метель в лицо, в лицо,
все нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо —
покороче б, наверно, дорога мне легла.
По Смоленской дороге — леса, леса, леса.
По Смоленской дороге — столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
две холодных звезды голубых глядят, глядят.
Песня «По смоленской дороге» написана Булатом Окуджавой в 1960 и посвящена Ж.Б. - молоденькой актрисе Жанне Болотовой, огромные голубые глаза которой не оставили поэта равнодушным.
Но она вечном – о трудной любви и ее роли в судьбе. О непонимании, разладе, отсутствии взаимности. О стремлении с дел и километров побороть чувство - и о невозможности сделать это. Тяготы дороги и метель в лицо не мешают ощущать присутствие любимого человека. Не его глаза сравниваются со звездами, наоборот, звезды – с любимыми, но холодными глазами.
Тема: дорожные размышления о любви и разлуке.
Идея: любовь вплетена в судьбу.
Композиция стихотворения подчинена ходу размышлений. В первой строфе вечерние звезды ассоциируются с глазами любимой, от их выражения зависит судьба лирического героя. Вторая строфа пронизана озареньем, что если бы его любили, судьба, может, была бы проще и легче. Но никто не удержал, не обнадежил. И третья строфа с болью констатирует холод.
Основным художественным приемом - указывающим на принадлежность к песенному жанру - является повтор. «Смоленская дорога» и ее приметы (столбы и леса по обочинам) повторяются неоднократно.
Эпитеты холодные и вечерние голубые звезды.
Сравнение: звезды, как глаза.
Метафоры: кольцо руки, и, наверное, дорога –судьба..
Рифмы в строфах перекрестные: 1-3; 2-4. Мужские: акцент на последний слог.
Ритмика своеобразная. В каждой строчке три анапестовые стопы, а затем две ямбовых. Но т.к. это песня, получается мелодично и выразительно.
Бардовская песня – особый жанр. Здесь достигается полное единство слов, мелодии и исполнения. Личность автора проявляется в полной мере. Но каждый, напевая эти строки, вкладывает в них что-то свое, частичку своей души, судьбы, характера. «По смоленской дороге» я часто напеваю одна и всегда готова подхватить.
Подробнее - на -
Будущий император родился 23 сентября 63 года до н. э. в Риме. Его отец, Гай Октавий, происходил из не самого знатного рода Октавиев. Мать, Атия Бальба Цезония, была дочерью сестры Гая Юлия Цезаря и двоюродного брата Гнея Помпея Великого. Октавиан воспитывался в традиционной римской строгости, часто гостил у бабки, где был замечен Цезарем, и вскоре они сблизились. После убийства Цезаря стало известно его завещание, в котором великий диктатор своим преемником и наследником назначил внучатого племянника – Октавиана. Последнему тогда исполнилось 19 лет, никакого авторитета на тот момент он не имел. Покровителем Октавиана стал великий оратор Марк Туллий Цицерон. Благодаря ему новоиспеченный наследник Цезаря получил должность консула на 10 лет раньше наступления положенного возраста. В октябре 43 года до н. э. Октавиан, Марк Антоний (один из ближайших соратников Юлия Цезаря) и Марк Эмилий Лепид создали второй триумвират – союз трех политиков, с неограниченными полномочиями. В Риме началась жестокая политическая борьба с противниками триумвиров («врагами Римского государства») и убийцами Гая Юлия Цезаря. (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-prieiemnik-tsiezaria)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие древние цивилизации государства Средиземноморья вы знаете?