Совершенная, или чистая, свободная, конкуренция — структура рынка, описывающая идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на рыночную цену в одиночку, но формируют её своими суммарными вкладами в рыночный спрос и в рыночное предложение. Другими словами, это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в при к существующим рыночным условиям.
Первое, что бросается в глаза, - большое количество производителей и продавцов при небольших объемах выпускаемой каждым продукции.
Второе - вся продукция однородная, стандартизированная, поэтому использовать методы неценовой конкуренции (качество, рекламу) практически очень трудно.
Третье - отдельный производитель не может контролировать цену. Связано это с тем, что каждый производитель выпускает небольшое количество товара, продавцов этого товара много, поэтому изменение цены одним производителем фактически никак не может повлиять на рыночную цену. В связи с этим каждый производитель просто соглашается с установившейся в данный период рыночной ценой и только при к ней, чтобы не понести убытков.
И наконец, четвертое - нет серьезных препятствий для вступления новых производителей в отрасль. Как правило, производство в таких отраслях не связано со сложными технологическими процессами, требующими специального дорогостоящего оборудования и высококвалифицированной рабочей силы, поэтому не возникает и особых финансовых трудностей, не требуется больших капиталов для вхождения в эту отрасль.
Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко, примером может служить только сельскохозяйственное производство, но анализ такой конкуренции необходим, так как:
1) встречаются отрасли, максимально приближенные к чистой конкуренции;
2) чистая конкуренция - это простейшая ситуация, познание которой необходимо для понимания поведения производителя, механизмов определения объемов производства и эффективных цен. Короче говоря, это исходный момент любого вида конкурентного поведения;
3) механизм чистой конкуренции играет роль стандарта, по которому оценивается реальная рыночная ситуация, так как это идеальная модель рынка.
В ходе анализа мы изучим спрос с точки зрения продавца, посмотрим, как производители при к изменяющимся ценам, выделим особенности этого процесса в кратко и долго периоде.
Если рассматривать кривую спроса на рынке на продукцию какой-либо конкурентной отрасли, то она обычно имеет вид нисходящей кривой. Кривая же рыночного спроса отдельной конкурентной фирмы совершенно эластична. Это подтверждают данные табл. 8.1*2.
*2: {Эта и последующие таблицы взяты из учебника К. Р. Макконелла и С. Л. Брю "Экономикс".}
Таблица 8.1
Цена, руб.
Количество проданной продукции, ед.
Валовой доход, руб.
Предельный доход, руб.
131
0
0
-
131
1
131
131
131
2
262
131
131
3
393
131
131
4
524
131
131
5
655
131
131
6
786
131
В данной ситуации фирма-производитель не может ограничивать объем выпускаемой продукции ради повышения цены - ее доля на рынке ничтожна мала, и на рыночную цену она повлиять не может. Не выгодна ей и обратная ситуация - снижение цен для увеличения объема продаж: она выпускает незначительные объемы, а снижение цены может привести к тому, что ее затраты на производство не будут покрываться.
Поэтому соотношение спроса, валового дохода и предельного дохода в этой фирме можно изобразить зависимостью, показанной на рис. 8.1.
Рис. 8.1. Соотношение спроса, валового дохода и предельного дохода
Валовой доход - это произведение цены на количество проданных изделий. Так как цены одинаковы на каждую единицу продукции, то кривая валового дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии. А кривая предельного дохода (MR), т. е. дополнительного дохода от каждой последующей реализованной единицы продукции совпадает с кривой совершенно эластичного спроса, так как предельный доход на каждую дополнительную единицу продукции одинаков и равен неменяющейся цене (131). Данная цена в настоящем примере является одновременно и средним доходом, и доходом от единицы продукции.
Когда фирма решает проблему увеличения выпуска продукции, всегда возникает вопрос о том, как в связи с этим изменится доход? Что даст фирме дополнительная продажа еще одной единицы продукции? В этом случае фирма получит предельный доход, т. е. добавочный доход, равный цене этой дополнительной
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Тіліміздегі боранның түрлерін жинақтай келгенде, боранның түрлі "мінезді" болатынын аңғардық. Олар:
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени[источник не указан 2312 дней]. Примечательна запись в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372—1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда.
В Италии того времени к незаконнорождённым детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и вскоре снова остался вдовцом. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».