Методы юридической психологии
В юридической психологии существует система методов психологического
изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в
процессе правоприменительной деятельности.
К ним относят следующие:
Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии понимается
специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие
исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в
жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах
правоприменительной деятельности.
Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли
бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений.
Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей
полноте и достоверности его качественных особенностей.
Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные
субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении
человека, в его речи и деятельности.
Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:
1. Явления, подлежащие изучению, наблюдаются в обычных для них условиях,
без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт
наблюдения не должен нарушать изучаемого явления.
2. Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого
явления.
3. Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно
составленному плану (программе) в соответствии с задачами исследования.
4. Наблюдение проводится не однократно, а систематически в отношении одного
и того же человека и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в
различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления.
Для регистрации результатов наблюдения могут использоваться технические
средства: запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку, применение
фотосъемки и киносъемки. В условиях предварительного следствия и судебногоразбирательства технические средства могут быть применимы только в рамках
процессуального закона.
Наблюдение бывает: непосредственное и опосредствованное, невключенное и
включенное.
При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое
делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляют
следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель
исправительного учреждения и др.
Опосредствованное наблюдение встречается в тех случаях, когда получают
сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Данный вид наблюдения
имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела - в
протоколах до других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической,
судебно-психиатрической экспертизах) и т. д.
Невключенное наблюдение - это наблюдение со стороны, в котором исследователь -
постороннее для исследуемого человека или группы лицо.
Включенное наблюдение характеризуется тем, что исследователь входит в
социальную ситуацию в качестве его участника, не раскрывая при этом истинные
мотивы своего поведения (исследования). Так, например, при исследовании института
народных заседателей был использован метод включенного наблюдения. Оно
проводилось выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского
университета, проходившим практику в суде. Исследователь получил разработанный
учеными подробный о относящийся к ходу процесса и к совещанию судей,
который заполнял после окончания каждого дела. Во был анонимным.
Официальное разрешение на проведение наблюдения было получено, но судей не
информировали об исследовании.
Преимущество включенного наблюдения - непосредственный контакт с объектом
изучения, регистрация событий, которые при невключенном наблюдении могли быть
скрыты от глаз исследователя.
Все сказанное относится к методу объективного наблюдения. Кроме него, в
психологических исследованиях применяется также метод субъективного наблюдения
- интроспекции (самонаблюдения). Он заключается как в наблюдении за своей внешне
выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в
наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.
Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они
объективны, соответствуют реальным фактам. Как показывают жизненные наблюдения
и экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и
умалять свои недостатки.
Не являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с объективными
методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может
судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или
судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.
Метод беседы.
Филипп создал большую и бое армию. Об этом нам сейчас подробно расскажет (опережающее задание, сообщение) Троян Сергей. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом.
Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.
если они уверенно моим ответь это не стоит писать Я сама в своем ответе не уверена.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Назви персонажів казки Івана Франка «Лис Микита». Якими їх зобразив автор?