Понятие «достоинство» подчеркивает значимость личности как представителя человеческого рода. Независимо от социальной принадлежности, человек обладает достоинством, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Формально термин «достоинство» имеет латинское происхождение и переводится как ценность (во франц. -valcur), «внутренне присущий». Определение имеет субъективный и объективный аспекты. Поведение, отражающее достойное отношение к себе, включающее заботу о себе, самоуважение и искренность перед собой, а также направленность на проявление (развитие) лучших своих качеств определяется как характеристика чувства собственного достоинства.
«Чувство собственного достоинства» как личностная диспозиция рассматривается как устойчивая предрасположенность реализации в поведении отношения к себе и другому человеку как к безусловной ценности в силу их природы, то есть как к носителям достоинства. Согласно нашей гипотезе спецификой чувства собственного достоинства как свойства личности является необходимое сочетание трех составляющих: отношения к другому как к безусловной ценности, основанного на осознании безусловной ценности каждого; отношения к себе как к безусловной ценности, основанного на переживании устойчивого позитивного эмоционально-ценностного отношения к себе (самоуважение); последовательного воплощения данного отношения в поступках человека, несмотря на давление среды и требований, основанного на высоком уровне саморегуляции. То есть мы можем говорить о когнитивном, эмоциональном и конативном компонентах чувства собственного достоинства, сочетание которых порождает данную личностную диспозицию.
Имплицитные представления о чувстве собственного достоинства отражают положительное отношение к данному феномену и его носителю. Человек с чувством собственного достоинства описывается как носитель положительных черт личности, человеку без чувства собственного достоинства приписывают негативные черты характера. Исключение составляет восприятие чувства собственного достоинства как гордыни, переживаемое негативно. В качестве отрицательных черт характера, присущих человеку с чувством собственного достоинства упоминают высокомерие и снобизм; положительной чертой человека без чувства собственного достоинства называют изворотливость и хитрость. Эмоциональное отношение к носителю чувства собственного достоинства связано с переживанием чувств: дружелюбия, добросердечия, общности, собственной достаточной значимости, что свидетельствует о стремлении идентификации с таким человеком. Чаще всего носитель чувства собственного достоинства определяется как человек нравственный, гуманный - относящийся к другому человеку как к ценности, независимый, а также относящийся к себе как к ценности, обладающий силой воли, эмоционально уравновешенный, интеллектуальной и творчески развитый.
В результате психолого-педагогического исследования нами были обнаружены различия имплицитных представление о человеке с чувством собственного достоинства среди психологов, менеджеров и людей искусства. Для менеджеров наиболее значимыми характеристиками чувства собственного достоинства оказались волевые качества личности. Значимость волевой сферы как показателя чувство собственного достоинства увеличивалась с возрастом испытуемых. Интеллектуальные человека с чувством собственного достоинства менеджерами ставилось под сомнение. Для людей искусства более значимыми оказался параметр творческой одаренности человека, кроме того, они чаще других использовали описания внешних стилевых особенностей.
Согласно имплицитным представлениям наиболее значимыми характеристиками человека с чувством собственного достоинства - это его отношение к себе как к ценности: наиболее значимый показатель отсутствия «чувства собственного достоинства» - негуманное и безнравственное отношение к другому. Волевые качества личности более значимо характеризуют наличие у человека «чувства собственного достоинства», чем их отсутствие - человека без «чувства собственного достоинства».
Поведенческие особенности, характеризующие человека с чувством собственного достоинства, предполагают: совершение им «достойных» поступков, отражающих равное отношение к себе и другому человеку как к ценности; удержание от собственного «недостойного поведения» к себе или другим людям, противоречащего данному отношению; «защиту» собственного достоинства» от «недостойного» поведения других.
Библиографическая ссылка
Молчанова Е.В. «ЧУВСТВО СОБСТВЕ
Нарушение осанки
Правильная осанка нужна не только для красоты, но и для здоровья. При ее нарушении ухудшается функция дыхания, может появиться близорукость, остеохондроз позвоночника и другие заболевания.
Осанку предопределяет множество факторов, в том числе врожденные и наследственные причины, перенесенные заболевания и травмы. Но все же самый большой вред осанке приносит пренебрежение социально-гигиеническими правилами. Это нерациональный образ жизни, малая двигательная активность, плохая закаленность.
Основными средствами формирования правильной осанки являются:
– физические упражнения,
– закаливание,
– самоконтроль учащихся за соблюдением правильной осанки в ходе выполнения различных заданий, игр и т.п.
Очень много времени учащиеся проводят за партой, а дома – за рабочим столом, готовясь к урокам. Поэтому очень важно, чтобы они сохраняли правильную рабочую позу. При выполнении письменных работ следует сидеть так: предплечья на крышке стола, плечи на одном уровне, голова немного наклонена вперед, ноги поставлены на пол параллельно, голени под прямым углом к бедрам. Слушая объяснения учителя или ответы товарищей, учащиеся сидят непринужденно, опираясь на спинку сиденья, но при этом правильно и красиво держат голову и туловище.
Основные причины, которые приводят к нарушению осанки, – это перенесенные болезни, нерациональный режим, пренебрежение физическими упражнениями на учебе и в семье, несоответствие мебели (высоты стола или стула) росту ребенка, переутомление при длительном сидении, привычка неправильно сидеть, плохое освещение рабочего места, тесная и неудобная одежда, слабое зрение.
В течение учебного дня постепенно нарастает утомление учащихся, снижается их внимание, работо Дальнейшее сидение за партой вызывает застойные явления, ведет к утомлению мышц спины, шеи, ног. Утомившись, учащиеся обычно опускают плечи и голову, перекашивают туловище влево или вправо и т.п. Все это отрицательно влияет на формирование правильной осанки.
Естественно, надо так строить свою жизнь, чтобы по возможности исключить все эти причины искажения осанки. Например, противостоять утомлению на учебных занятиях
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему сатирик прибегают к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?
Пескарь был «умеренным и либеральным». С первых этих слов мы видим перед собой не то рыбу, не то человека - одно слово: ни рыба, ни мясо. Когда хотят описать невыразительное, бесстрастное, туповатое или самодовольное лицо, говорят: рыбье