Подобно дарвиновской теории происхождения человечества, научное объяснение процесса деторождения до сих пор вызывает у многих неприятие, особенно в детстве. Часто ребенок, получив вполне компетентный ответ на вопрос, откуда он взялся, отказывается верить, что его собственные родители "делали это", и даже испытывает к ним отвращение. Возможно, именно в силу некоторой оскорбительности современных научных представлений о происхождении вида homo sapiens в целом и его отдельных представителей народная эмбриология до сих пор не утратила своей популярности.
"У меня к родителям возникло отвращение"
"Примерно в 12-13 лет я от подруги узнала о зачатии. Для меня это показалось чем-то очень ужасным, я не могла представить себе, что мои родители тоже этим занимались. Я не могла себе представить, что мне придется с кем-то этим заниматься,— ведь я очень хотела иметь детей..." "Когда же я наконец это поняла около 15 лет, у меня был настоящий шок. У меня к родителям возникло отвращение. Я старалась преодолеть в себе эти чувства. Говорила себе, что все нормальные люди занимаются этим, но тем не менее мне было так пакостно на душе..."
Это отрывки из интервью девушек небольшого промышленного города Шадринска Курганской области, собранные культурологом Сергеем Борисовым. По его студентки местных вузов создали в общей сложности около десяти тысяч рукописных страниц воспоминаний о своем детстве и отрочестве.
До шести-семи лет шадринские девочки убеждены, что их принес аист, купили в магазине, нашли на огороде или в лесу. Лет с семи они уже твердо знают, что дети появляются из живота женщины, но о том, как они туда попадают, представления весьма причудливые. Объяснения преобладают волшебные ("фея с палочкой" — правда, она является не по первому желанию, а лишь к замужним женщинам, чтобы у ребенка потом был папа) и квазимедицинские (ребенка сначала на операционном столе запихивают в живот матери, чтобы там подрос немного, а потом снова достают). Есть еще версия изначального присутствия крохотного ребенка в животе любой девочки — он растет вместе с нею, а потом, когда придет время, мать начинает есть специальную пищу (или таблетки), живот ускоренно растет, и оттуда достают готового к жизни ребенка. Специальная еда и таблетки присутствуют во многих подростковых сюжетах на эту тему. Одна из респонденток в пять лет была убеждена, что лично произошла от обезьяны,— как и все вокруг: "Чтобы у мамы с папой появился ребенок, они сдают свою кровь в больнице, ее смешивают с кровью обезьянки и дают обезьянке выпить кровь, и получается ребенок".
Как подчеркивает автор исследования, несмотря на сексуальное просвещение последних десятилетий, современные детские представления глубоко архаичны. В них присутствуют мотивы, зафиксированные в мифах и обрядах разных народов мира.
1Переведено с английского языка.-Schlumbergera truncata, ложный рождественский кактус, является видом растения семейства Cactaceae. Он эндемичен для небольшого района прибрежных гор на юго-востоке Бразилии, где его естественной средой обитания являются субтропические или тропические влажные леса.
2 Шлюмбергера опунциевидная — растение, вид рода Шлюмбергера семейства Кактусовые. Произрастает только в прибрежных горах на юго-востоке Бразилии, в штатах Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Минас-Жерайс, в южной части тропиков на высотах от 1700 до 2400 м.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как вы думаете, о каком это старинном времени идет речь? Можно ли назвать точно время, когда разворачивается действие рассказа?