сегментация - деление рынка на различные единицы: страны, регионы, области, города и т.д.
демографическая сегментация - деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.
социально- сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.
психографическая сегментация - деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.
поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения характер использования продукта или реакции на него на него.
жизненный цикл товара (жцт) состоит из 4 стадий:
1) внедрение на рынок
2) рост продаж
3) зрелость товара (насыщение рынка)
4) спад
стадии жизненного цикла товра отличаются друг отдруга объемом продаж и доходом.
опишем жцт на примере футболки:
1) внедрение на рынок - это период появления товара и постепенного увеличения объема продаж.
итак, наш товар - футболка появилась на рынке. мы делаем массовую рекламу футболки и показываем насколько наша футболка уникальная, показываем ее новизну: лучшее качество ткани, новый стиль, новое применение. начинаем акции для первых покупателей нашей футболки, к примеру, при покупке одной футболки - вторая в подарок. нашу футболку начинают узнавать и постепенно покупать.
2) рост продаж - так как наш товар выжил на первой стадии, то мы перешли в стадию роста продаж. рекламе, акциям о нашей футболке узнали и происходит быстрый рост продаж футболки. прибыль растет, затраты на производство товара стабилизируются, но появляются конкуренты. мы стараемся получать максимальную прибыль от реализации и максимально продлить стадию роста продаж и для этого: усовершенствуем товар, повышаем его качество, добавляем новые функции (например, карманы), разновидность футболок. увеличиваем количество торговых точек, где продается наша футболка. проникаем на новые рынки (новые территории: отправляем нашу футболку заграницу, в другие города и села) и в новые сегменты (футболка для фанатов футбола, футболка для беременных и т. немного снижаем цену, чтобы привлечь больше покупателей. рекламу футболки переориентируем с распространения информации о товаре на стимулирование приобретения футболки.
3) зрелость товара (насыщение рынка). футболку знают, любят и покупают. у нас есть свой покупатель, свой рынок, спрос на футболку - массовый, так как покупает большинство. темпы роста сбыта замедляются. конкуренция достигает максимума. размер прибыли снижается, хотя еще достаточная высокая, засчет уменьшения затрат на производство футболок. чтобы продлить эту стадию мы модифицируем футболку, ищем новые формы продвижения, новые сферы применения, улучшение оформления футболки, ее качеств. ценовая политика имеет ценностную направленность и осуществляется на основании воспринимаемой ценности нашей футболки покупателями. увеличивается роль неценовой конкуренции.
4) спад - резко снижаются продажи футболки, так как у всех футболка есть и уже исчезла потребность в ней, или надоела, или устарела. мы снижаем цену на футболка до минимума, чтобы избавиться от остатков футболки на складе. конкуренты нас давят и мы видим, что наша футболочка технологически устарела и мы решаем прекратить производство футболки и уходим с рынка по продаже футболок.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Тестирование параметров рыночной ситуации и собственных возможностей трех фирм дало следующие результаты: фирма 1: имеет недостаточный (слабый) потенциал и выступает на неперспективном рынке; фирма 2: обладает значительным (сильным) потенциалом, но также выступает на неперспективном рынке; фирма 3: обладает сильным потенциалом и выступает на развивающемся, перспективном рынке.на основе фактов с стратегической матрицы покажите позицию фирм на рынке, оцените их риск и рекомендуйте каждой фирме соответствующую стратегию поведения на рынке.