ответ:
основой процесса формирования уровня оплаты, работников различной профессий и отраслей, является ситуация на рынке товаров, которые производятся тем или иным предприятием. отсюда вытекает и соотношение
спроса и предложения на соответствующем рынке труда, которое определяет заработную плату. поэтому различия в оплате и условиях труда между преуспевающими и переживающими трудности фирмами являются обязательным элементом рынка труда. но если бы заработная плата определялась только такими изменениями в рыночной ситуации, то в конце концов во всех отраслях и профессиях ее уровень стал бы примерно одинаковым из-за перетока кадров с предприятия на предприятие в погоне за более высокой оплатой труда. здесь самая подходящая аналогия -- уровень воды в сообщающихся сосудах. ведь все отрасли, как сосуды, соединены друг с другом через общенациональный рынок труда.
однако законы на рынке труда срабатывают не полностью: между отраслями и профессиями, как правило, существуют и устойчивые различия в оплате труда.
различия в оплате труда определяются четырьмя главными факторами:
1) сложностью труда. чем сложнее трудовые обязанности, тем дольше им надо обучаться. и чтобы люди на это согласились, дополнительные усилия им надо компенсировать более высокой зарплатой. в большинстве развитых стран мира люди с высшим образованием, как правило, получают больше, чем люди, занятые на работах, где такого образования не требуется. это закономерно, поскольку люди с образованием приходят на рынок труда с большим человеческим капиталом, что позволяет им выполнять более ценные для нанимателей виды работ. за больший объем человеческого капитала, предоставляемого в распоряжение нанимателей, они и имеют повышенную оплату. с этих позиций получение лучшего образования выглядит не как удовлетворение людского любопытства, а как усилия по увеличению своего человеческого капитала и созданию себе в будущем более выгодных условий для продажи труда; человеческий капитал -- знания и навыки, накопленные человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияющие на возможность его трудоустройства и уровень получаемой зарплаты.
2) тягостью труда. некоторые рабочие получают больше, чем инженеры. это связано с тем, что зарплата должна компенсировать им не только усилия по обучению специальности, но и повышенную тягость работы в некоторых типах производств. именно поэтому обычно довольно высоки заработки рабочих металлургических и производств, а также шахтеров;
3) ограниченностью талантов. во всем мире высоки заработки спортсменов, рок-музыкантов, оперных певцов и кинозвезд. каждый из таких людей выступает на рынке труда как «уникальный товар» в силу естественной редкости таланта. «приобрести» же этот товар желает огромное количество зрителей. иными словами, предложение такого «товара» крайне ограниченно при высочайшем спросе. следовательно, и цена этого таланта, т. е. оплата его труда, взмывает до небес;
4) степенью риска, с которой связана та или иная работа. чем выше риск нужной обществу работы, тем более высокую ставку зарплаты запросят люди, согласные ею заняться. это четко прослеживается, например, в оплате труда работников таких специальностей, как шахтеры, летчики- испытатели, космонавты, предприниматели и специалисты по биржевым операциям (например, с ценными бумагами): одни из них рискуют своим здоровьем и жизнью, другие -- огромными суммами денег, вложенных в сделки.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Гражданин алешин потратил на свое обучение в 2014 году 20 тысяч.его сын поступил в государственный университет, которому алешин оказал благотворительную в сумме 5 тысяч рублей.его дочь обучается в государственном образовательном учреждении и за ее обучение уплачено 15 тысяч руб. всего на обучение потрачено 40 тысяч рублей. какой годовой доход алешина подлежащий уменьшению на сумму вычетов?