Инвесторы — это особенно заметно в последнее время — часто связывают движения на фондовом рынке с политическими событиями. Но факты говорят нам, что зависимость курсов акций от политики не всегда очевидна. Некоторые события оказывают сильнейшее влияние на индексы, а другие почему-то вовсе не привлекают внимания биржевых площадок. От чего это зависит? Давайте разберемся.
Греция, 8 декабря 2008 года. В Афинах начинаются беспорядки, напоминающие революцию. Индекс греческой биржи Athex Composite Share Price Index за неделю падает на 6% по сравнению с MSCI World. Но уже через месяц возвращается на прежний уровень и к концу февраля опережает его на 3%.
Похожим образом индексы реагируют и на другие политические выступления. В сентябре года канадская некоммерческая организация Adbusters Media Foundation добилась начала движения Occupy Wall Street, к 1 октября оно стало массовым, арестовано более 700 человек. S&P 500 провалился на 10%, но к 10 октября вернулся на прежние уровни.
Эти события вызывали страх, опасения, скандалы — рынки же показывали кратко снижение с быстрым восстановлением, как будто ничего не происходит. Может быть, рынки игнорируют политику? Нет. Обратите внимание на египетский сценарий.
С 25 января 2011 года в Каире начались демонстрации. К 1 февраля митингующих около 200 000, через четыре дня — уже миллион, государство бросило против них армию, через 14 дней власть в стране перешла к военным. Египетский рынок упал на 16% за неделю демонстраций, биржа прекратила работу. Она открылась только 22 марта, чтобы упасть еще на 14%. В дальнейшем рынок подрос, но так и не вернулся к январскому уровню.
Что из этого следует? Рынки ценных бумаг циничны — их не интересуют мораль и демократия. Они реагируют на опасности для экономики. Беспорядки в Греции отражали положение дел, но не ухудшали его, напротив — подавали надежду на ускорение перемен. А вот революции рынки боятся, даже если она свергает диктатора и ведет народ к светлому будущему. Поэтому египетский рынок потерял почти треть своей стоимости.
По итогам выборов в Государственную думу тысячи наблюдателей сообщили о массовых фальсификациях в пользу «Единой России». Последовавшие за этим акции протеста были подавлены, арестованы сотни человек. В России до 10 декабря рынки оценивали вероятность революции по египетскому сценарию всего в два раза ниже, чем в самом Египте. В первой половине декабря индекс РТС, до этого хорошо коррелировавший с MSCI EM, за 10 дней потерял 8% относительно MSCI EM — это половина «египетского падения».
На митинги 10 и 24 декабря в Москве вышло до 100 000 человек. Власть проявила мудрость — не стала препятствовать их проведению. В последующие 10 дней после митинга на Болотной площади индекс РТС отыграл у MSCI EM 4%. Можно сказать, что нынешняя власть уберегла нас от вероятной революции решением не противостоять митингу 10 декабря.
Революции не случилось, а значит, инвесторам пока бояться нечего. Но впереди в России президентские выборы. Как будет развиваться ситуация и насколько будет велика доля «революционной» составляющей в этом процессе, сейчас сказать невозможно. Если власть поведет себя разумно, то выборы президента не повлияют на рынок — это пока все, что можно сказать. И конечно, верно обратное: при массовых фальсификациях можно утром 5 марта смело открывать короткие позиции — рынок пойдет вниз в ожидании египетского сценария.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Ваш подчинённый одновременно является другом вашей семьи и ценным работником фирмы, но на работе допускается фамильярное отношение с вами, что снижает ваш авторитет как руководителя. что вы предпримите в данной ситуации
«клиент всегда прав» - фраза, сомневаться в правдивости которой в кругах бизнеса считается просто дурным тоном. конечно клиент кормилец и поилец, приносящий прибыль и жизнь бизнесу, но бывают ситуации, когда нехватка элементарного уважения к человеку на противоположной стороне телефонной трубки заставляет сомневаться в «доброте душевной, воспитанности и вежливости» любимых клиентов. ну, ведь не может человек быть всегда прав, по самой природе своей…
вот вам пример. звонит клиент, говорит: «купил у вас такой-то антивирус, висит – необходимы обновления, что делать? » в работу вступает менеджер. он находит заказ, решает все вопросы с техническим департаментом, проверяет, все ли правильно сделал клиент, практически «ведет» его по телефону. естественно, все это занимает определенное время (до 3-5 минут), клиент нервничает, злится, начинает ругать менеджера чуть ли не последними словами. менеджеры по продажам терпят, вежливо отвечают на все «рыки» и пытаются успокоить клиента, используя технику переговоров – клиент же всегда прав. после следствия, выясняется, что у клиента вот уже как пару дней отключили интернет за неуплату, а он даже и не заметил – пользуется достаточно редко. недоразумение решено, казалось бы, все нормально. что делает в этом случае воспитанный человек? как минимум извиняется за свою несдержанность и необоснованные претензии, высказанные на повышенных тонах. но ничего подобного не зачастую не происходит – ко всему клиент еще бросает трубку вместе с фразой «вы что, раньше не могли разобраться, что меня отключили? » замечу – мы продаем софт, мы не провайдеры.
и подобные ситуации случаются часто. один клиент купил в другом магазине, а обращается за технической поддержкой с криками к нам. другой банально не прочитал детальнейшие инструкции в письме и не может ввести ключ, при этом вспоминая всех мам мира. третий оформил заказ и купил не то, что надо, сообщив менеджеру, который его о функционале продукта, что он, клиент, сам знает, после чего ругается на тему «почему вы меня не переубедили тогда? ». в общем, ситуаций огромное множество, ежедневно которые щелкают менеджеры, оставаясь спокойными и улыбчивыми. думаю, что с подобной несдержанностью сталкивается не только мы.
вот и получается, что постулат «клиент всегда прав», частенько приводит к неприкрытому и ничем неоправданному хамству со стороны клиента. и, как мне кажется, с каждым днем это явление приобретает все больший размах. мы тактично общаемся со всеми клиентами, так как все они для нас важны - ведь сем известно, что маленькие клиенты становятся вскоре большими, если правильно действовать. но, на успокоение менеджеров по работе с клиентами тратится немалое время, которое всегда деньги.
клиент, безусловно, всегда прав, но обычную человеческую вежливость и воспитанность никто при этом не отменял – мы от совковой крайности хамства продавцов резко перешли к хамству покупателей. а ведь истина всегда посередине