Структура рынка (англ. market structure) в экономической теории — конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Разновидности структур рынка:
Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Совершенная конкуренция — теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Предложение и спрос на труд учителей заданы формулами qd= 5 p – 1000; qs= 2000 - 5p. определите размер равновесной зарплаты и равновесное количество работников.
Решение:
Запишем условие рыночного равновесия:
QD = QS.
5Р-1000 = 2000-5Р
10Р = 3000
Р = 300 – равновесная цена
Равновесный объем продажи определим, подставив значение Р:
QD = QS
5*300-1000 = 2000-5*300
Q = 500 - равновесный объем продаж
W = P*Q = 300*500 = 150000 - доход продавца.
Значение Р* и Q* можно получить и графически. Пересечение графиков функций спроса и предложения даст точку рыночного равновесия.